Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Экспертно-аналитические материалы

Развитие региональной нормативной базы по поддержке образовательных организаций, демонстрирующих стабильно высокие результаты по ГИА и ЕГЭ

Результаты ГИА и ЕГЭ можно интерпретировать как индикатор качества полученных знаний обучающимися, а также показатель эффективности работы педагогов и соответственно общеобразовательных организаций.

26.01.2015

Результаты ГИА и ЕГЭ можно интерпретировать как индикатор качества полученных знаний обучающимися, а также показатель эффективности работы педагогов и соответственно общеобразовательных организаций.

Поддержка образовательных организаций, в том числе тех, что демонстрируют стабильно высокие результаты по ГИА и ЕГЭ, находится в компетенции региональных и муниципальных органов управления образованием и должна быть нормативно закреплена и регламентирована.

В федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.  «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273), в Статье 47(«Правовой статус педагогических работников.Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации»), закреплено право педагогов на получение мер социальной поддержки, направленных на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач. К таковым мерам можно отнести выплаты стимулирующего характера за высокие результаты по ГИА и ЕГЭ.

Нормативной основой модернизации системы оплаты труда педагогических работников в субъектах Российской Федерации является распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» (далее – Распоряжение), в котором определены новые подходы к финансовому обеспечению деятельности образовательных организаций. К таким подходам относится и учет новых условий деятельности государственных (муниципальных) учреждений, направленных на повышение качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников по результатам их труда.

Согласно Распоряжению система оплаты труда работников, в том числе образовательных организаций, должна обеспечивать дифференциацию оплаты труда и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Кроме того Распоряжением определено, что система оплаты труда работников устанавливается, в том числе в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В нашем случае под качеством оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) понимаются высокие результаты ГИА и ЕГЭ. Следовательно, показатели эффективности деятельности образовательных организаций, учитывающие высокие результаты ГИА и ЕГЭ, должны быть отражены в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации при распределении финансирования.

Например, в распоряжении Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.08.2013 г. № 1768-р «Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга» при распределении средств между образовательными организациями учитывается такой показатель эффективности как обеспечение высокого качества обучения, а именно – соответствие итогов ГИА, ЕГЭ общеобразовательной организации итогам по региону в соответствии с уровнем реализуемой образовательной программы.

В соответствии с указанным распоряжением показатель «Соответствие итогов ГИА, ЕГЭ общеобразовательной организации итогам по региону в соответствии с уровнем реализуемой образовательной программы» утвержден соответствующими нормативными правовыми актами на муниципальном уровне.

Следует отметить, что учет высоких результатов ЕГЭ регламентирован и на муниципальном уровне большинства регионов.

Например, в Оренбургской области, г. Орск, введен такой показатель дифференциации образовательных организаций по уровню качества образования как «Соотношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) у 10 процентов выпускников с лучшими результатами  единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) у 10 процентов  выпускников с худшими результатами единого государственного экзамена».

Постановлением администрации города Кунгура Пермского края от 30.04.2013 № 355 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда и стимулирования работников муниципальных образовательных учреждений города Кунгура, реализующих государственные полномочия в сфере образования за счет субвенций из бюджета Пермского края» утвержден порядок формирования выплат стимулирующего характера педагогическим работникам.

Предусматривается выплата на основании критериев, позволяющих оценить эффективность деятельности образовательной организации и личный вклад работника. Объем базовой части фонда оплаты труда доводится до образовательной организации, исходя из принципа нормативного подушевого финансирования. Доля стимулирующего фонда оплаты труда составляет не более 30% от общего фонда оплаты труда. Объем стимулирующей части фонда оплаты труда доводится до образовательной организации, исходя из принципа нормативного подушевого финансирования.

Условия осуществления выплат за высокие результаты работы основываются на показателях качества и результативности работы, которые утверждаются локальным актом образовательной организации по согласованию с органом государственно-общественного управления.

Среди критериев и показателей оценки качества и результативности работы педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (учителя) для распределения стимулирующей части заработной платы, присутствует и критерий результативности ГИА и ЕГЭ – «Средний тестовый балл выпускников 11-х классов по предметам ЕГЭ - Соотношение суммарного количества баллов по всем предметам регионального эксперимента к количеству выпускников 9-х классов, сдававших эти предметы. Соотношение суммарного количества баллов по всем предметам ЕГЭ к количеству выпускников 11 классов сдававших эти предметы» и «Количество выпускников 9, 11-х классов с количеством баллов 75 и выше по результатам ГИА по предмету (обеспечение 225 баллов) – Каждый выпускник, имеющий 75 баллов и выше – 5 баллов, но не выше 30 баллов».

В Тульской области в рекомендациях по совершенствованию условий оплаты труда работников государственных (муниципальных) образовательных организаций в качестве критерия эффективности деятельности общеобразовательных организаций используется качество и общедоступность общего образования: результаты итоговой аттестации – отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) у 10 процентов выпускников с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) у 10 процентов выпускников с худшими результатами единого государственного экзамена.

Поддержка образовательных организаций, демонстрирующих стабильно высокие результаты по ГИА и ЕГЭ, заложена в ряд региональных программ развития образования. Так, в государственной программе Пермского края «Развитие образования и науки» предусмотрена реализация мероприятия по стимулированию педагогических работников: по результатам обучения школьников, в рамках которой определяются критерии для составления рейтингов и формируются рейтинги «общеобразовательных и статусных школ, достигших высоких результатов обучения школьников на каждой ступени обучения».

Государственный программой города Москвы на среднесрочный период (201–2016 гг.) «Развитие образования города Москва («Столичное образование») выделяются такие формы стимулирования как регулярные выплаты стимулирующего характера за положительную динамику образовательных достижений обучающихся, так и гранты за максимальный прогресс индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Что же касается финансирования вообще деятельности общеобразовательных организаций, а не стимулирования (поддержки) за высокие показатели качества образования, то используется нормативно-подушевой подход дифференцированного характера. Однако дифференциация выполняется согласно специфике деятельности общеобразовательных организаций, а не по показателям качества образования.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в региональных программах развития общего образования декларируется поддержка образовательных организаций, демонстрирующих стабильно высокие результаты по ГИА и ЕГЭ. Однако указанные положения имеют именно декларативный характер, так как полномочия по распределению стимулирующих выплат возложены в основном образовательные организации, а в частности на органы государственно-общественного управления образованием.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на уровне региона и муниципалитетов к распределению стимулирующих выплат между подведомственными общеобразовательными организациями в явном виде не привлекаются органы государственно-общественного управления образованием, на что указывает отсутствие соответствующих нормативных документов и ссылок.

Важным остается и вопрос поддержки «неэффективных» школ, показывающих стабильно низкие результаты ГИА и ЕГЭ. Внимание таким общеобразовательным организациям в части финансовой поддержки практически не оказывается как на региональном, так и на муниципальном уровне.

На уровне общеобразовательной организации распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников регламентируется соответствующими локальными нормативными актами и осуществляется в основном органом государственно-общественного управления образовательной организацией, что также в свою очередь закрепляется нормативно. Эффективность такого распределения уже на уровне организации зависит напрямую от самой организации.

В регионах также существует традиция общеобразовательным организациям по результатам рейтингования помимо стимулирующих выплат назначать и гранты. Например, Департамент образования г. Москва опубликовал ежегодный рейтинг образовательных организаций по итогам учебного года 2013/2014. По результатам рейтинга школы, занявшие места с 1-го по 20-е, получат грант мэра Москвы первой степени, с 21-го по 70-е – гранты второй степени, с 71-го по 170-е – гранты третьей степени.

Наряду с имеющимся нормативным регламентированием стимулирования (поддержки) деятельности образовательных организаций, в том числе поощрения педагогических работников за высокие результаты ГИА и ЕГЭ, на практике существуют проблемы с выплатой стимулирующих выплат и доплат, премий и грантов. Наличие таких проблем зафиксировано как на уровне регионов, так и на уровне образовательных организаций (по результатам анализа обращений граждан на горячую линию Общественного Совета Минобрнауки России).

Обращения граждан можно систематизировать по следующим направлениям:

– несвоевременная выплата назначенных выплат стимулирующего характера, грантов и премий за высокие показатели качества образования;

– отсутствие выплат и доплат стимулирующего характера педагогическому коллективу на протяжении длительного периода при наличии выделенного объема финансирования муниципальным органом управления образованием;

– отсутствие выплат и доплат стимулирующего характера педагогическому коллективу на протяжении длительного периода при наличии выделенного объема финансирования за высокие результаты ГИА и ЕГЭ.

Следовательно, на данном этапе развития системы образования России важно не только привести нормативное регламентирование образовательной деятельности на уровне регионов и муниципалитетов в соответствие с действующим федеральным законодательством, в том числе в части государственно-общественного управления образованием, но и реализовывать на практике задекларированные в указанных нормативных актах положения. По сути роль органов государственно-общественного управления на уровне образовательной организации сведена к принятию нормативных актов, а участие, например, в распределении финансовых средств, в том числе стимулирующих выплат педагогам, сведено к минимуму.

Таким образом, с одной стороны, необходимость стимулирования общеобразовательных организаций, демонстрирующих стабильно высокие результаты ГИА и ЕГЭ, а с другой – необходимость выработки новых подходов к управлению школами с низкими показателями качества, требует корректирования региональных программ развития образования. Этот факт подтверждает и заявление главы Рособрнадзора Сергея Кравцова на селекторном совещании под председательством вице-премьера России Ольги Голодец, посвященном результатам экзамена: «Уже сейчас во многих регионах определены слабые педагоги и слабые школы, однако важно не принимать поспешных решений. Необходимо оказать учителям методическую помощь. Важно также скорректировать региональные программы развития образования».

Следует также описать отмечаемую образовательными организациями проблему финансирования школ с маленьким количеством учеников. В основном это профильные школы, стабильно показывающие высокие результаты ГИА и ЕГЭ.

Учитывая, что основное финансирование организаций осуществляется на основе нормативно-подушевого финансирования, а зачастую в таких профильных школах учится малое количество учеников, но для выживания таких организаций необходима реорганизация (объединение с другими общеобразовательными организациями), что в свою очередь может привести к снижению качества образования.

Экстраполируя описанную выше ситуацию на все субъекты Российской Федерации, можно констатировать, что реформа региональных систем образования необходима и прежде всего в части стимулирования общего образования на качество. Однако помимо дополнительного финансирования необходима выработка четко регламентированных прозрачных механизмов распределения средств и объективных механизмов контроля их распределения.