Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Экспертно-аналитические материалы

Результаты исследований по вопросам развития и распространения современных моделей обеспечивающих успешную социализацию одаренных детей

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей»

07.10.2015

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2015 году проведены 7 социологических исследований (с 23 марта по 15 апреля 2015 года), одно из которых посвящено вопросам развития и распространения современных моделей, обеспечивающих успешную социализацию одаренных детей.

В ходе проведения исследования были получены результаты, представленные в данной статье.

К современным методам работы с одаренными детьми можно отнести:

• различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);

• специальные психодиагностические тренинги;

• экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

• проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

• организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п;

• проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Ответы педагогических работников показывают, что наибольшее распространение получили: различные варианты метода наблюдения за детьми (указали 26,78% опрошенных педагогов) и организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров (отметили 25,06% респондентов). Наименьшее распространение получили следующие методы: проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия (7,78%) и проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности (отметили 7,58% респондентов) (рисунок 1).

По мнению учащихся, самым эффективным методом является организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров (отметили 22,33% учащихся), а наименьшее количество учащихся отметили метод проведения психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности (7,94%)

Рисунок 1 – Эффективность методов работы с одаренными детьми, по мнению педагогов

Также, к современным моделям, обеспечивающим успешную социализацию одаренных детей, относятся:

• диагностирование социальных проблем (аутотренинги по адаптации и стрессоустойчивости);

• действующая система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

• совершенствование профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми;

• получение образования в специализированных образовательных организациях;

• реализация мероприятий по пропаганде олимпиадного движения среди обучающихся и их родителей;

• использование возможностей центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;

• развитие системы мер социальной и материальной поддержки одаренных детей;

• обеспечение доступности участия одаренных детей в интеллектуальных состязаниях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

Ответы педагогических работников показывают, что наибольшее распространение получила модель «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми». Это отметили 18,35% опрошенных педагогов, тогда как модель «Использование возможностей центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах» получила наименьшее распространение – всего 8,34% (рисунок 2).

Рисунок 2 – Эффективность моделей социализации одаренных детей, по мнению педагогов

Ответы учащихся показывают, что наибольшее распространение получили четыре модели:

• диагностирование социальных проблем (аутотренинги по адаптации и стрессоустойчивости) – 13,74%;

• обеспечение доступности участия одаренных детей в интеллектуальных состязаниях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней – 13,38%;

• совершенствование профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми - 13,36%;

• получение образования в специализированных образовательных организациях – 13,29% (рисунок 3).

Рисунок 3 – Эффективность моделей социализации одаренных детей, по мнению учащихся

Исследуя вопрос комплексности реализации моделей социализации одаренных детей, рассмотрим участие специалистов, принимающих участие в выявлении одаренных детей в образовательной организации по мнению педагогов, руководителей и учащихся (рисунки 4- 6). Все респонденты отдали предпочтение педагогам школы, школьному психологу и социальному педагогу.

Рисунок 4 – Участие специалистов в выявлении одаренных детей в образовательной организации, по мнению педагогов

Рисунок 5 – Участие специалистов в выявлении одаренных детей в образовательной организации, по мнению руководителей

Рисунок 6 – Участие специалистов в выявлении одаренных детей в образовательной организации, по мнению учащихся

По вопросу тематических направлений, по которым проводятся мероприятия по выявлению одаренных детей в образовательной организации, наблюдается следующая картина: математические предметы – указали 30,75% учащихся и 15,51% педагогов; гуманитарные предметы (история, право и т.д.) – 25,53% учащихся и 35,65% педагогов; естественно-научные предметы (физика, химия и т.д.) – 17,6% учащихся и 23,96% педагогов; филологические предметы – 12,09% учащихся и 8,26% педагогов (рисунок 7).

Рисунок 7 – Тематические направления, по которым проводятся мероприятия по выявлению одаренных детей в образовательной организации, по мнению учащихся

Поддержка и сопровождение одаренных детей в образовательной организации осуществляется:

• педагогами школы по профильным предметам (отметили 39,23% педагогов и 29,58% учащихся);

• социальным педагогом - 11% и 13,89% соответственно;

• школьным психологом – 14,8% и 16,44% соответственно;

• специалистами центров поддержки одаренных детей – 3,73% и 7,72%;

• специалистами муниципальных органов управления образованием – 5,14% и 6,74%;

• специалистами региональных органов управления образованием – 2,14% и 6,25%;

• организаторами олимпиадного движения – 8,65% и 8,17%;

• родителями (законными представителями) одаренных детей – 14,73% и 10,72%.

Сопоставляя данные, наблюдается увеличение роли специалистов центров поддержки одаренных детей, специалистов муниципальных органов управления образованием и специалистов региональных органов управления образованием, по мнению учащихся в сравнении с мнением педагогов (рисунок 8).

Анализируя программно-целевую реализацию моделей социализации одаренных детей, респонденты оценивали состояние реализации программ по выявлению и сопровождению одаренных детей в образовательных организациях. Состояние «отличное» и «хорошее» отметили более 68% учащихся, «плохое» и «очень плохое» - более 3%, «посредственное» - 28,66%.

Рисунок 8 – Поддержка и сопровождение одаренных детей в образовательной организации, по мнению учащихся

По вопросу чего не хватает образовательной организации для поддержки и сопровождения одаренных детей ответы родителей распределились следующим образом (рисунок 9):

Рисунок 9 – Анализ необходимости для образовательной организации по вопросу поддержки и сопровождения одаренных детей

Анализируя ответы всех респондентов, имеем, что более всего не хватает образовательной организации для поддержки и сопровождения одаренных детей – это современной компьютерной техники, программного обеспечения, наличия интерактивных досок (15,3%), современно оборудованных кабинетов (14,99%) и разнообразия направлений, по которым проводятся занятия (12,53%). А менее всего отмечена моральная поддержка сверстников (6,23%).

По вопросу изменения результатов освоения учащимися образовательных организаций образовательных программ с учетом реализации программ по выявлению и сопровождению одаренных детей руководители отмечают, что результаты улучшились по сравнению с прошлыми годами – 63,13%, результаты не демонстрируют существенных изменений по сравнению с прошлыми годами – 36,88%.

(По результатам ГК от 01.08.2013 N 08.028.11.0038, проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», Институт проблем образовательной политики «Эврика», mail@social-model.ru).