Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Экспертно-аналитические материалы

Существующие модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в системе общего образования в 2015 году и степень их распространения

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей»

03.09.2015

В рамках реализации проекта «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей»,  осуществляемого в рамках подмероприятия 2.8 «Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в 2015 году проведены 7 социологических исследований (с 23 марта по 15 апреля 2015 года), одно из которых посвящено вопросам успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 

В ходе проведения исследования были получены результаты, представленные в данной статье.

В настоящий момент, к образовательным и организационно-правовым моделям, обеспечивающим успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся:

• получение образования этими детьми в специализированных образовательных организациях (модель 1);

• получение образования этими детьми в неспециализированных организациях вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, при условии сопровождения образовательного процесса «узкими» специалистами-педагогами и специалистами-медиками (модель 2);

• обеспечение навыков продуктивного общения взрослых и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и здоровых детей и взрослых (модель 3);

• реализация системы мероприятий, обеспечивающих защиту прав детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (модель 4);

• обеспечение социальной поддержки и консультационной помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья (модель 5);

• реализация мероприятий по пропаганде и привитию ответственного отношения к собственному здоровью для детей и взрослых, привитию здоровых привычек и здорового образа жизни (модель 6);

• поддержка и стимулирование деятельности общественных объединений и организаций по обеспечению социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (модель 7);

• обеспечение доступной среды для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, во все объекты социального, культурного и бытового назначения, расположенных на территории населённого пункта проживания таких людей (модель 8);

• использование технологии дистанционного обучения в рамках семейной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (модель 9);

• развитие систем льгот и мер социальной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья (модель 10);

• просветительская и коррекционная работа с людьми, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, для их продуктивного и позитивного общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (модель 11);

• повышение квалификации и профессиональная подготовка (переподготовка) педагогических работников образовательных организаций по программам, обеспечивающим социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (модель 12);

• обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможности здоровья через разработку финансовых нормативов для получения образования такими детьми в образовательных организациях по месту жительства (модель 13);

• создание и реализация федеральных, региональных, муниципальных программ по обеспечению социализации детей с ограничениями возможностей здоровья (модель 14).

Анализ полученных в социологическом исследовании данных в 2014 году показывает наибольшее распространение модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в специализированных образовательных организациях (18%), а в 2015 году – наибольшее распротранение модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в обычных организациях вместе со всеми, но при условии помощи им специальных педагогов, психологов, медиков (13,43%) (рисунки 1, 2).

Рисунок 1 – Степень распространения моделей социализации в 2014 году

Рисунок 2 – Степень распространения моделей социализации в 2015 году

Все описанные выше модели применяются в каждом федеральном округе.

По мнению учителей, лидирует модель 1 «Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в специализированных образовательных организациях» с результатом 10,89% (16,33% - в 2014 г.)

При оценке подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья были установлены следующие особенности в 2015 году в сравнении с 2014 годом:

34,25% в 2015 году (42% в 2014 году) учеников отметили, что учителя работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья по специальной программе, приезжая к ним домой;

31,06% (43%) учеников отметили, что дети учатся вместе со всеми, но учителя с ними занимаются дополнительно;

19,72% (15%) учеников отметили, что дети учатся дистанционно с помощью компьютера.

Рассматривая оценку подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, имеем положительную динамику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно с помощью компьютера в 2015 году в сравнении с 2014 годом. В разрезе федеральных округов по этому подходу лидирует Северо-Западный федеральный округ (22, 96%), ситуация представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Подходы, использующиеся в образовательных организациях в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году

При оценке в округах различных форм проведения мероприятий установлено, что проведение спортивных соревнований отмечает наибольшее количество опрошенных – 27,98%, вообще не проводится никаких мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, по утверждению 9,26% опрошенных учеников (рисунок 4).

Рисунок 4 – Мероприятия, которые проводятся для детей с нарушениями здоровья в 2015 году

При оценке в округах частоты встречаемости различных форм проведения мероприятий, установлено, что проведение семейных праздников отмечают в 2015 году 21,36%, а в 2014 - (32%) опрошенных учеников, виртуальных творческих конкурсов и олимпиад – 27,55% (31%) опрошенных, проведение спортивных соревнований – 27,98% (37%) опрошенных. Отмечается отрицательная динамика проведения в различных формах мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно полученным данным, около 67,35% (80%) родителей детей с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в организации и проведении мероприятий.

В сравнении с 2014 годом (по анализу анкет учеников) участие родителей в организации и проведении мероприятий существенно снизилось с 80% до 67,35%.

По вопросу проведения профориентационной работы с детьми в образовательных организациях муниципалитета 88,06% опрошенных отмечают, что работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях их муниципалитета проводится; 11,94% респондентов общественности считают, что работа с детьми в образовательных организациях их муниципалитета не проводится.

Оценка эффективности профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях муниципалитета выглядит следующим образом: 27,10% опрошенных отметили эффективность и 2,84% неудовлетворительность работы.

Следует отметить высокий уровень информационной поддержки мероприятий по распространению моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в СМИ.

Согласно полученным данным, в 2015 году 78,45% опрошенных респондентов подтверждают необходимость такого освещения, в 2014 году - 77%, следовательно, имеется положительная динамика по данному вопросу.

Таким образом, результаты проведенных социологических исследований подтверждают достаточно высокий уровень распространения современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

(По результатам ГК от 01.08.2013 N 08.028.11.0038, проект «Организация и проведение комплексного анализа развития общего образования на основе социологических исследований в целях развития и распространения моделей успешной социализации детей», Институт проблем образовательной политики «Эврика», mail@social-model.ru).