Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Информационно-аналитические материалы

Описание проблемы развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования

Повышение качества и доступности образования – важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта “Образование” Правительством Российской Федерации.

18.11.2014

Повышение качества и доступности образования – важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта “Образование” Правительством Российской Федерации. В рамках национального проекта “Образование” реализуется ряд направлений, способствующих повышению качества всех видов образовательных услуг на всех ступенях образования.

Дошкольное образование не входит в КПМО, но именно в нем отражаются основные проблемы современного образования. Основная проблематика – качество образования. Результаты дошкольного образования (и в этом смысле, его качество) как первой ступени образования отражаются на всех последующих этапах обучения. Вместе с тем дошкольное образование не входит ни официально, ни в представлениях граждан в единую образовательную сеть. Речь идет именно об образовательной сети, т.е. о сети институтов, создающих образовательные условия, реализующих образовательные программы. Дошкольное образование носит рекомендательный характер (не является обязательным для граждан РФ). В представлении общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания детей дошкольного возраста.

Качество дошкольного образования в рамках модернизации рассматривается в связи с вопросами преемственности и обеспечения равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста. При этом линия развития дошкольников – принципиальная линия модернизации дошкольного образования. В связи с этим стоит задача уйти от ложного понимания подготовки детей к школьному обучению и экспансии школьных методов на территории детства.

Современное состояние системы дошкольного образования нуждается в рассмотрении следующих аспектов:

• Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;

• Общедоступность дошкольного образования;

• Единые требования к программам дошкольного образования;

• Содержание дошкольного образования;

• Качество дошкольного образования;

• Условия реализации программ дошкольного образования;

• Повышение квалификации работников дошкольного образования;

• Общественное восприятие дошкольного образования;

• Общественное участие в управлении системой дошкольного образования.

• Общедоступность дошкольного образования

Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения. Особая задача обеспечения доступности связана с острым дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях. Уровень рождаемости с 2002 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

В период упадка рождаемости с 1991 года многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду или в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что в настоящее время заставляет искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста. Сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70% до 50%. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, – ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности построения особой работы с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста. Каждый возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психологических способностей. Если упустить возможности возраста, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в учебе и в карьере. Успешность заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Цель предшкольного образования – выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ.

Качество дошкольного образования

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления. Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

На системном уровне одним из показателей качества образования является преемственность образования на разных ступенях. Модернизация дошкольного образования в свете этого показателя становится важным условием успешности реализации ФЦПРО:

Единство общих образовательных ориентиров (требует определенности в понимании результативности образования с учетом специфики возраста);

Обеспечение равных стартовых условий для овладения начальным школьным образованием.

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем модернизация дошкольного образования требует решения и специфических задач, которые могут быть определены как обеспечение одновременно и преемственности, и использования ресурсов дошкольного возраста при избегании искусственной акселерации по разработке программ для дошкольников.

В процессе модернизации системы образования особое внимание уделяется взаимодействию с гражданами, общественностью как с основными представителями детей, получающих образовательные услуги. Взаимодействие строится и относительно ожиданий от образования, и относительно удовлетворенности результатами образования (качеством).

Общественное управление в дошкольном образовании

Представление о качестве образования строится на основании ряда позиций. Так, позиция государства относительно качества образования – эффективность расходования средств при решении задачи дошкольного образования: подготовка ребенка к поступлению в школу. Позиция граждан дает ориентацию на понимание качества через успешность человека в разных жизненных пространствах (не только в учебе на следующем этапе образования, но и в выстраивании дружеских и семейных отношений, в построении карьеры и многое другое, из чего складывается просто удовлетворенность человека собой и своей жизнью). В связи с этим, решая вопрос оформления представления качества образования, принципиально построение механизма независимой оценки качества образования. Это возможно через деятельность управляющих советов образовательных учреждений (которые могут определять качество работы педагогов, директора ОУ), управляющих советов муниципального и регионального масштабов (которые могут принимать участие в решении стратегических вопросов муниципальной и региональной системы дошкольного образования, решать вопросы поддержки качественно работающих образовательных учреждений и др.) Таким образом, качество оказываемых образовательных услуг должно стать фактором влияния на заработную плату педагога (воспитателя), на объем финансирования образовательного учреждения.

Система повышения квалификации работников дошкольного образования

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Низкий уровень заработной платы педагогов системы дошкольного образования (в среднем по России он в 1,5 раза ниже, чем у учителей) ведет к текучести кадров дошкольных образовательных учреждений, не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих высокое качество дошкольного образования.

Основа сложившейся ситуации в системе повышения квалификации – базовое противоречие: представление о качестве дошкольного образования не сформировано, следовательно, при отсутствии образа качества (критериев качества) невозможно построить эффективную образовательную программу для педагогов дошкольного образования.

Необходимо преобразовывать и организационные схемы: система повышения квалификации должна стать частью системы образования в целом. Как учитывается результат образования в рамках повышения квалификации? В чем результат прохождения курсов повышения квалификации? Как этот результат связан с непосредственной деятельностью педагога? Как это может повлиять на заработную плату педагога?

Отдельно имеет смысл обсуждать разработку особых образовательных программ для управленческого корпуса системы дошкольного образования. При введении нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, иных механизмов повышения эффективности деятельности всей системы, от управленцев образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, требуется проявление, прежде всего, менеджерских качеств. Сегодня директора ОУ – педагоги, которые прошли определенный карьерный путь. При всем при этом, хороший педагог – не обязательно хороший менеджер. Усиливая тезис, необходимо сказать: хороший менеджер не обязательно должен быть педагогом (даже менеджер в сфере образования). Такие условия задают новые требования к системе подготовки, повышения квалификации управленцев (директоров ОУ, где реализуются программы дошкольного образования): необходимы инновационные программы (содержание образования, технологии и способы повышения квалификации, принципы набора курсантов, применимость результатов образовательных курсов в практической деятельности и др.)