Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Информационно-аналитические материалы

Основные результаты модернизации вузовского профессионального образования

В социологическом исследовании «Основные результаты модернизации вузовского профессионального образования», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru

03.12.2015

В социологическом исследовании «Основные результаты модернизации вузовского профессионального образования», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru, приняли участие 1566 участников из 61 региона Российской Федерации:

1. Алтайский край

2. Амурская область

3. Архангельская область

4. Астраханская область

5. Белгородская область

6. Волгоградская область

7. Вологодская область

8. г. Москва

9. Еврейская автономная область

10. Забайкальский край

11. Ивановская область

12. Иркутская область

13. Кабардино-Балкарская Республика

14. Калининградская область

15. Кемеровская область

16. Кировская область

17. Костромская область

18. Краснодарский край

19. Красноярский край

20. Курганская область

21. Курская область

22. Московская область

23. Мурманская область

24. Нижегородская область

25. Новгородская область

26. Новосибирская область

27. Омская область

28. Оренбургская область

29. Орловская область

30. Пензенская область

31. Пермский край

32. Республика Башкортостан

33. Республика Бурятия

34. Республика Дагестан

35. Республика Ингушетия

36. Республика Калмыкия

37. Республика Карелия

38. Республика Марий Эл

39. Республика Мордовия

40. Республика Саха (Якутия)

41. Республика Татарстан (Татарстан)

42. Ростовская область

43. Самарская область

44. Санкт-Петербург

45. Саратовская область

46. Сахалинская область

47. Свердловская область

48. Смоленская область

49. Ставропольский край

50. Тамбовская область

51. Тверская область

52. Томская область

53. Тульская область

54. Тюменская область

55. Удмуртская Республика

56. Ульяновская область

57. Хабаровский край

58. Ханты-Мансийский АО

59. Челябинская область

60. Чувашская Республика

61. Чукотский АО

Количество респондентов из каждого региона варьировалось от 10 до 150 человек.

Целевая аудитория — преподаватели, руководители и студенты вузов. Большинство из них — студенты (рисунок 1).

Рисунок 1 — Качественный состав респондентов

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, профессия, место жительства.

Большинство опрошенных проживают в городской местности — 86 процента, и только 14 процентов опрошенных проживают в сельской местности.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку свидетельствует, что женщины заполнили больше анкет (71%), чем мужчины (29%).

Возраст респондентов распределился следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 — Возраст респондентов

Анализ социально-демографических характеристик опрашиваемых показал, что в исследовании в значительном большинстве приняли участие молодые жители городской местности женского пола, по большей части являющиеся студентами вузов.

Результаты ответов на вопрос насколько соответствует образовательная программа Вашего вуза требованиям рынка труда представлен на рисунке 3. Большинство считает, что образовательная программа вуза в целом соответствует требованиям рынка труда.

Рисунок 3 — Оценка соответствия образовательной программы требованиям рынка труда

Рисунок 4 — Оценка соответствия образовательной программы требованиям рынка труда по округам

Результаты ответов на вопрос «Оцените, насколько удается реализовать образовательную программу (по направлению, по которому Вы обучаетесь/обучались) в учебном процессе.» представлены на рисунке 5. Более половины респондентов считают, что реализуются все компоненты образовательной программы. Небольшой процент опрошенных отмечают недостаточную степень реализации программ.

Рисунок 5 — Степень реализации образовательной программы

Результаты ответов на вопрос «Оцените условия (материальные, финансовые, кадровые) для реализации компонентов образовательной программы в учебном процессе» проанализированы и представлены на рисунке 6. 78% опрошенных считают, что в вузах созданы все условия. Меньшая часть (22%) высказали мнение о недостаточной организации условий для реализации компонентов образовательной программы в учебном процессе.

Рисунок 6 — Оценка условий для реализации образовательной программы

Рисунок 7 — Оценка условий для реализации образовательной программы по округам

Мнение о возможности реализовать часть образовательной программы в зарубежных вузах представлено на рисунке 8. Треть респондентов не владеют информацией о таких возможностях. 65,7%  респондентов считают, что это реально, не имеют ее – 5,3%.

Рисунок 8 — Оценка возможностей для реализации части образовательной программы в зарубежных вузах

Оценка уровня оснащения вуза современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением производилась по 5-бальной шкале. Рисунок 9 показывает распределение выставленных баллов. Высокую оценку дали 71% опрошенных, удовлетворительную – 22% и 7% неудовлетворительную.

Рисунок 9 — Оценка уровня оснащения вуза

Рисунок 10 — Регионы, положительно оценившие уровень оснащения вузов

Уровень квалификации преподавателей вуза в области ИКТ также оценен по 5-бальной шкале (рисунок 11). Большая часть выставила отличные и хорошие оценки, удовлетворительной квалификацию считают 11,3% ответивших, а неудовлетворительной — 2,2%.

Рисунок 11 — Оценка уровня квалификации преподавателей в области ИКТ

Ответ на вопрос «Считаете ли Вы одним из важных факторов повышения качества преподавания в высшей школе активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий» представлен на рисунке 12. Большая часть (74%) считает важным этот аспект образовательного процесса, остальные высказали противоположное мнение.

Рисунок 12 — Мнение респондентов о важности использования ИТ в обучении

Рисунок 13 — Регионы, положительно оценившие важность использования ИТ в обучении

На рисунке 14 представлены результаты ответов на вопрос «Какие задачи вуза, на ваш взгляд, решает информатизация образования?». Ответы распределились следующим образом: 11% ответили, что это активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности, 4% — ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики, 8% — усиление мотивации к обучению, 20% — совершенствование организации преподавания, 19% — повышение продуктивности самоподготовки учащихся, 10% — повышение индивидуализации обучения, 11% — обеспечение гибкости процесса обучения, 1% — другое и 17% затруднились ответить.

Рисунок 14 — Мнение опрашиваемых о задачах информатизации образования

На рисунке 15 представлены результаты ответов на вопрос «Укажите степень информированности общественности о системе управления и образовательных программах в вузе». Ответы распределились следующим образом: 38% ответили, что общественность достаточно информирована об основных компонентах системы управления и образовательных программ в вузе, 20% — информирована только о некоторых компонентах системы, 32% – общественность имеет высокую степень информированности, 7% – имеет фрагментарное и недостаточное знание, 3% – не осведомлена о системе управления и образовательных программах в вузе.

Рисунок 15 — Мнение о степени информированности о системе управления и образовательных программах в вузе

На рисунке 16 представлены результаты ответов на вопрос «Какие формы информирования общественности о системе управления и образовательных программах используются в вузе». Ответы распределились следующим образом: 44,5% считают, что это выступление и работа со студенческими аудиториями с использованием проектора (интерактивной доски, документ-камеры), 7,4% – консультационная поддержка участников учебного процесса, 29,8% – создание и поддержка информационных ресурсов в сети Интернет, 17,7% – формирование и рассылка информации студентам и родителям (в том числе работа в Электронном журнале), 0,6% – имеют другое мнение.

Рисунок 16 — Использование форм информирования общественности в вузе

Рисунок 17 — Лучшие регионы по параметру «Выступление и работа со студенческими аудиториями с использованием проектора»

Рисунок 18 отвечает на вопрос «Образовательные программы вашего вуза имеют общественно-профессиональную аккредитацию?» Необходимо обратить внимание, что треть респондентов не владеют информацией по данному вопросу.

Рисунок 18 — Мнение об общественно-профессиональной аккредитации вуза

Рисунок 19 — Наименее информированные регионы

Опрос об участии вуза в экспериментах по независимой оценке качества образования показал, что большая часть вообще не владеют информацией, 34% опрошенных участвуют в них, хотели бы принять участие 5%, не планируют 3%. Результаты опроса представлены на рисунке 20.

Рисунок 20 — Участие вуза в экспериментах по независимой оценке качества образования

Вопрос «Что, по Вашему мнению, необходимо усовершенствовать либо изменить в действующей системе образования в первую очередь?» дал следующие результаты. В первую очередь нужно улучшить финансирование, считают 17% опрошенных, техническую оснащенность учебного процесса — 15%, содержание учебного процесса — 21%, систему управления — 12%, оплату труда и социальную защиту — 15%, нормативно-правовую базу — 7%, кадровую политику -12%, другое — 2%. Результаты опроса представлены на рисунке 21.

Рисунок 21 — Направления усовершенствования системы образования

Вопрос «Что, по Вашему мнению, в первую очередь, должно быть заложено в основу перспективного развития системы высшего образования?» дал такие ответы: координация совместной работы вузов и работодателей по подготовке высококвалифицированных специалистов – 29%, повышение уровня квалификации преподавательского состава – 8%, поддержка вузовской науки, перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований, инновационных проектов и программ – 21%, совершенствование образовательных технологий, построенных на принципах инновационного обучения – 33%, создание интегрированной государственно-общественной системы регулирования образования с целью сокращения разрыва между уровнями образования на федеральном и региональном, местном уровнях в государственных и частных образовательных учреждениях – 8%. Иное мнение имеет 1% респондентов. Результаты опроса ниже (рисунок 22).

Рисунок 22 — Основы перспективного развития системы высшего образования

Результаты опроса выявили следующие проблемы:

около 30 % респондентов не владеют информацией о возможностях реализации части образовательной программы в зарубежных вузах;

58% студентов не владеют информацией об участии вуза в экспериментах по независимой оценке качества образования;

30% респондентов не владеют информацией по вопросу «Образовательные программы вашего вуза имеют общественно-профессиональную аккредитацию?».

Таким образом, следует обратить внимание на информированность респондентов по перечисленным проблемным вопросам.