Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Информационно-аналитические материалы

Оценка возможностей выбора программ обучения в ходе повышения квалификации

Повышение качества образования в значительной степени обусловлено уровнем подготовки и возможностью постоянного совершенствования профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, что связано с организацией работы по повышению квалификации.

26.11.2013

Повышение качества образования в значительной степени обусловлено уровнем подготовки и возможностью постоянного совершенствования профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, что связано с организацией работы по повышению квалификации. В связи с этим актуальной является оценка возможностей выбора программ обучения педагогов в ходе повышения квалификации. Проведенный опрос специалистов образовательных учреждений позволил оценить такие возможности.

Анализ данных по направлению программы повышения квалификации, показывает, что среди опрошенных респондентов 54% проходили повышение квалификации по программам введения ФГОС; 31% – по применению современных образовательных технологий; 13% – по программе «Менеджмент в образовании» и 2% по другим программам (рисунок 1).

Рисунок 1 – Направление программы повышения квалификации

Большинство (68%) педагогов проходили повышение квалификации по модульным программам, состоящим из 1-3 модулей; 29% педагогов – по модульным программам, состоящим из более 4 модулей. 3% педагогов проходили программы, в структуру обучения по которым не был заложен модульный принцип (рисунок 2).

Рисунок 2 – Количество модулей в программах повышения квалификации

Вариативность выбора модулей для изучения в ходе прохождения квалификации была оценена следующим образом: в 61% программ было представлено от 1 до 3 модулей на выбор; 29% программ  вообще не имели модулей на выбор и 10% программ состояли  из 4 и более модулей на выбор для обучения  (рисунок 3).

Рисунок 3 – Количество вариативных модулей в рамках программ повышения квалификации

Анализируя необходимость в использовании индивидуального-ориентированного подхода в реализации образовательных маршрутов повышения квалификации в процессе курсовой подготовки (рисунок 4), можно сказать, что среди 68% педагогов данная необходимость не возникала.

Рисунок 4 – Необходимость в использовании индивидуального-ориентированного подхода в реализации образовательных маршрутов повышения квалификации в процессе курсовой подготовки

Условиями профессионального развития по окончании обучения по программам повышения квалификации удовлетворены большинство педагогов, прошедших повышение квалификации (рисунок 5) –76% педагогов, но все таки  21%  педагогов остался не удовлетворенным.

Рисунок 5 – Удовлетворенность условиями профессионального развития по окончании обучения по программам повышения квалификации

Использование средств ИКТ в процессе обучения охарактеризовано на рисунке 6:  63% респондентов в процессе обучения по программам повышения квалификации использовали средства ИКТ; 31% – нет.

Рисунок 6 – Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе обучения по программам повышения квалификации

Оценка предоставления возможности прохождения повышения квалификации один раз в 5 лет представлена на рисунке 7. Такую возможность имели 82% респондентов, не имели– 16%.

Рисунок 7 – Возможности прохождения повышения квалификации один раз в 5 лет

Достаточно высоким оказался показатель оценки овладения в желаемом объеме новыми компетенциями или усовершенствования имеющиеся, необходимых для профессиональной деятельности в результате прохождения программы повышения квалификации (рисунок 8). Желаемого уровня достигли 62% респондентов.

Рисунок 8 – Овладение в желаемом объеме новыми компетенциями или усовершенствование имеющихся, необходимых для профессиональной деятельности в результате прохождения повышения квалификации

Также 67% респондентов повысили в желаемом объеме свой профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации в результате прохождения программы повышения квалификации(рисунок 9).

Рисунок 9 – Повышение в желаемом объеме профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в результате прохождения повышения квалификации

Таким образом, по полученным результатам анализа данных, собранных в ходе проведения социологического опроса, можно судить о достаточно высокий возможностях выбора педагогами программ обучения в ходе повышения квалификации.

Подавляющее большинство программ, по которым сотрудники образовательных учреждений проходили повышение квалификации, построены по модульному принципу, являются вариативными (представляя на выбор по несколько модулей), характеризуются высокой степенью использования ИКТ. Педагоги, прошедшие повышение квалификации по таким программам, отмечают удовлетворенность условиями профессионального развития в системе повышения квалификации.