Информационно-аналитические материалы

Оценка возможностей выбора школьниками профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования

В условиях профильного обучения учащимся предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.

26.11.2013

В условиях профильного обучения учащимся предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Во многом выбор школьниками того или иного профиля обучения определяется объемом и качеством услуг, предоставляемых образовательными учреждениям по данному направлению. В рамках проведенного опроса были оценены возможности выбора школьниками профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования.

Степень реализации предпрофильной подготовки школьников на разных степенях общего образования представлена на рисунках 1 – 2.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в большинстве общеобразовательных учреждений  (60,64%) предпрофильная подготовка школьников 5-7х классов не реализуется.

 

Рисунок 1 –Реализация предпрофильной подготовки школьников 5-7х классов

А вот предпрофильная подготовка школьников 8-9х классов реализуется в гораздо большем количестве учреждений (82,22%).

 

Рисунок 2 – Реализация профильной подготовки школьников 8-9х классов

Данные по количеству факультативных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки, представлены на рисунке 32. Наибольшее количество учреждений (60,17%) предоставляют от 3 до 5 курсов, 21,38% –менее 2 курсов и 28,45% – более 5 курсов.

 

Рисунок 3 –Количество факультативных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки

Данные по количеству элективных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки, представлены на рисунке 4. В большинстве образовательных учреждений предлагается не более 2 элективных курсов (56,08%), 24,63% – от 3 до 5 курсов и 19,29%  – более 5 курсов.

Рисунок 4 – Количество элективных курсов, по которым обучаются школьники в рамках предпрофильной подготовки

На рисунке 5 представлен график, показывающий долю школьников 5-9х классов, которые занимаются на факультативных курсах в рамках предпрофильной подготовки, в общем количестве школьников 5-9х классов. В 61,64% образовательных учреждений такая доля составляет от 10% до 40%, в 25,47% –  доля составляет менее 10% и в 12,89% – более 40%.

Рисунок 5 – Доля школьников 5-9х классов, которые занимаются на факультативных курсах в рамках предпрофильной подготовки, в общем количестве школьников 5-9х классов

В 82,81% образовательных учреждений обеспечивается профильное обучение с применением дистанционных технологий (рисунок 6).

Рисунок 6 – Обеспечение профильного обучения с применением дистанционных технологий

В 79,87% образовательных учреждений предоставляется методическая и консультативная помощь учащимся по профильным предметам, необходимая для освоения общеобразовательных программ с помощью дистанционных технологий (рисунок 7).

Рисунок 7 – Предоставление методической и консультативной помощи учащимся по профильным предметам, необходимой для освоения общеобразовательных программ с помощью дистанционных технологий

Противоположная ситуация складывается с предоставлением методической и консультативной помощи родителям, чьи дети обучаются в профильных классах, с помощью дистанционных технологий. Большинство учреждений  (72,12%) данную помощь не оказывают и лишь 22,54% – предоставляют методическую и консультативную помощь родителям (рисунок 8).

Рисунок 8 –Предоставление методической и консультативной помощи родителям, чьи дети обучаются в профильных классах, с помощью дистанционных технологий

Результаты сбора данных позволили определить технический уровень комплектации рабочих мест учителей, преподающих профильные предметы и использующих дистанционные технологии в  образовательном процессе. 

Более половины (56,92%) образовательных учреждений имеют высокий уровень, 40,04% - средний уровень и лишь 3,04% - низкий (рисунок 9).

Рисунок 9 – Технический уровень комплектации рабочих мест учителей, преподающих профильные предметы и использующих дистанционные технологии в  образовательном процессе

На рисунке 10 представлены данные о взаимодействии образовательных учреждений при организации профильного обучения. Значительная часть образовательных учреждений (36,89%)  взаимодействует с образовательными организациями высшего образования,  24,65% более активно сотрудничают с профессиональными образовательными организациями, 15,3% – с другими общеобразовательными организациями. Настораживает тот факт, что 15,01% образовательных учреждений совсем не взаимодействует с другими организациями.

Рисунок 10 – Взаимодействие с другими образовательными организациями при организации профильного обучения

Проведение на базе ОУ профориентационных курсов, организованных профессиональными образовательными организациями и/или образовательными организациями высшего образования, в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения для школьников, организовано в 60,8% образовательных учреждений (рисунок 11).

Рисунок 11 – Проведение на базе образовательных учреждений профориентационных курсов, организованных профессиональными образовательными организациями и/или образовательными организациями высшего образования, в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения для школьников

Важной характеристикой профильного обучения является количество профилей, предоставляемых образовательным учреждением. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в 37,32% образовательных учреждениях  организовано 2 профиля обучения,  в 28,3%  – 1 профиль, в 15,31%  – ни одного профиля не организовано, в 15,09%  – 3 профиля и в 3,88% образовательных учреждений организовано более 4 профилей (рисунок 12).

Рисунок 12 –Количество профилей обучения, организованных в образовательных учреждениях

Таким образом, по полученным результатам анализа данных, собранных в ходе проведения социологического опроса, можно судить о достаточно высокий возможностях выбора школьниками профиля обучения, в том числе дистанционного или в учреждениях профессионального образования. Респондентами отмечаются высокий уровень предпрофильной подготовки учащихся 8-9х классов в общеобразовательных учреждениях, использование дистанционных технологий в рамках профильного обучения с обеспечением необходимой консультативной и методической поддержки учащихся и их родителей, широкие возможности выбора школьниками профильного обучения. Также особого внимания заслуживает организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими образовательными организациями по реализации  профильного обучения.