Информационно-аналитические материалы

Реализация программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В анкетировании «Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru

03.12.2015

В анкетировании «Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru, приняли участие педагогические работники образовательных организаций и родители учащихся из 60 регионов Российской Федерации:

1. Алтайский край

2. Амурская область

3. Архангельская область

4. Белгородская область

5. Волгоградская область

6. Вологодская область

7. Еврейская автономная область

8. Забайкальский край

9. Ивановская область

10. Иркутская область

11. Иркутская область

12. Кабардино-Балкарская Республика

13. Калининградская область

14. Карачаево-Черкесская Республика

15. Кемеровская область

16. Кировская область

17. Костромская область

18. Краснодарский край

19. Курская область

20. Ленинградская область

21. Московская область

22. Мурманская область

23. Нижегородская область

24. Новосибирская область

25. Омская область

26. Оренбургская область

27. Орловская область

28. Пензенская область

29. Пермский край

30. Республика Алтай

31. Республика Башкортостан

32. Республика Бурятия

33. Республика Дагестан

34. Республика Ингушетия

35. Республика Калмыкия

36. Республика Карелия

37. Республика Марий Эл

38. Республика Мордовия

39. Республика Саха (Якутия)

40. Республика Татарстан (Татарстан)

41. Республика Тыва

42. Ростовская область

43. Самарская область

44. Санкт-Петербург

45. Саратовская область

46. Сахалинская область

47. Свердловская область

48. Смоленская область

49. Ставропольский край

50. Тверская область

51. Томская область

52. Тульская область

53. Тюменская область

54. Удмуртская Республика

55. Ульяновская область

56. Хабаровский край

57. Чеченская Республика

58. Чувашская Республика

59. Чукотский АО

60. Ямало-Ненецкий АО

Количество респондентов принявших участие в анкетировании: 580 педагогов и 516 родителей учеников образовательных организаций.

Результаты анализа данных анкетирования педагогических работников образовательных организаций

Количество респондентов из каждого региона варьировалось в широких пределах от 10 до 30 человек.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, педагогический стаж, место жительства.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку свидетельствует, что большинство анкет заполнили женщины – 72%, и только 28% мужчины (рисунок 1).

Рисунок 1 – Гендерный состав

Большинство опрошенных педагогов проживают в городской местности – 78%, остальные 22% опрошенных проживают в сельской местности (рисунок 2).

Рисунок 2 – Тип поселения

Как видно на рисунке 3, большую часть составляют опрошенные в возрасте до 34 лет – 37%.

Рисунок 3 – Возрастная категория

По педагогическому стажу наибольшее количество (31-33%) составляют опрошенные педагоги со стажем более 10 лет (рисунок 4).

Рисунок 4 – Педагогический стаж

Большая часть опрошенных – порядка 16-26%, считают, что в регионах уже внедрены следующие модели социализации выпускников (рисунок 5):

модель межведомственного взаимодействия по социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

модель индивидуального сопровождения на базе центров социального обслуживания;

модель постинтернатного сопровождения в рамках работы образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рисунок 5 – Модели социализации выпускников внедренные

На рисунке 6 представлены модели с максимальным значением, в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рисунок 6 – Модели социализации выпускников в разрезе субъектов Российской Федерации

Большая часть опрошенных – порядка 10-11%, считают, что в регионах внедрены следующие социальные практики и технологии социализации выпускников (рисунок 7):

формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни, ценности занятий спортом и физической культурой;

участие воспитанников в программах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

участие выпускников в программах личностного и профессионального самоопределения.

Рисунок 7 – Социальные практики и технологии социализации выпускников по стране

Такая тенденция и сохраняется во всех федеральных округах Российской Федерации (рисунок 8).

Рисунок 8 – Социальные практики и технологии социализации выпускников в разрезе федеральных округов (с наибольшим количеством анкет)

На рисунке 9 представлены социальные практики с максимальным значением, в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рисунок 9 – Социальные практики и технологии социализации выпускников в разрезе субъектов Российской Федерации (с наибольшим количеством анкет)

Большая часть опрошенных – порядка 24%, считают, что к системе опеки и попечительства, привлекают следующих специалистов (рисунок 10):

психологи;

педагогические работники (общее, профессиональное, дополнительное образование);

социальные педагоги.

Рисунок 10 – Специалисты привлекаемые к системе опеки и попечительствапо стране

Такая тенденция и сохраняется во всех федеральных округах Российской Федерации (рисунок 11).

Рисунок 11 – Специалисты привлекаемые к системе опеки и попечительства в разрезе федеральных округов (с наибольшим количеством анкет)

На рисунке 12 представлены данные о специалистах системы опеки и попечительства с максимальным значением, в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рисунок 12 – Специалисты привлекаемые к системе опеки и попечительства в разрезе субъектов Российской Федерации (с наибольшим количеством анкет)

Большая часть опрошенных – порядка 25%, считают, что материально-техническое обеспечение, требуемое для реализации моделей социализации выпускников следующее (рисунок 13):

брошюры, наглядные материалы, полиграфическая продукция (плакаты и др.), содержащие полезную информацию для детей;

специализированные Интернет-ресурсы регионального, муниципального уровня в сфере социализации выпускников.

Рисунок 13 – Материально-техническое обеспечение, требуемое для реализации моделей социализации выпускников по стране

На рисунке 14 представлены материально-техническое обеспечение с максимальным значением, в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рисунок 14 – Материально-техническое обеспечение, требуемое для реализации моделей социализации выпускников в разрезе субъектов Российской Федерации (с наибольшим количеством анкет)

Большая часть опрошенных – порядка 58%, считают, что нормативно-правового обеспечения достаточно, для реализации модели социализации выпускников (рисунок 15):

Рисунок 15 – Достаточность нормативно-правового обеспечения для реализациимодели социализации выпускников по стране

На рисунке представлено, насколько достаточно обеспечены нормативно-правовым обеспечением в разрезе субъектов Российской Федерации.

Большая часть опрошенных – порядка 57%, считают, что нормативно-методического обеспечения достаточно, для реализации модели социализации выпускников (рисунок 16):

Рисунок 16 – Достаточность нормативно-методического обеспечения для реализациимодели социализации выпускников по стране

Большая часть опрошенных считают, на вопрос «Оцените наличие рисков, которые могут возникнуть на этапе планирования процесса реализации модели социализации выпускников» следующее (рисунок 17):

отсутствие возможности привлечения инвестиций– 35%.

Рисунок 17 – Риски, которые могут возникнуть на этапе планирования процесса реализации модели социализации выпускников по стране

Большая часть опрошенных считают, на вопрос «Оцените наличие рисков, которые могут возникнуть на этапе подготовки необходимых ресурсов для реализации модели социализации выпускников» следующее (рисунок 18):

риски материально-технической подготовки– 64%.

Рисунок 18 – Риски, которые могут возникнуть на этапе подготовки необходимых ресурсов для реализации модели социализации выпускников по стране

Большая часть опрошенных считают, на вопрос «Оцените наличие рисков, которые могут возникнуть на этапе реализациимодели социализации выпускников» следующее (рисунок 19):

риск недостаточности финансирования – 60%.

Рисунок 19 – Риски, которые могут возникнуть на этапе реализации модели социализации выпускников по стране

Большая часть опрошенных – 57%, считают, что имеются на данном этапе четко определенные цели и задачи плана реализации модели социализации выпускников (рисунок 20).

Рисунок 20 – Наличие цели и задачи плана реализации модели социализации выпускников

Большая часть опрошенных – 55%, считают, что имеется на данном этапе перечень мероприятий для реализации модели социализации выпускников (рисунок 21):

Рисунок 21 – Наличие перечня мероприятий для реализации модели социализации выпускников

Большая часть опрошенных – 48%, считают, что имеется на данном этапе план-график мероприятий для реализации модели социализации выпускников (рисунок 22):

Рисунок 22 – Наличие плана-график для реализации модели социализации выпускников

Большая часть опрошенных – 45%, считают, что имеется на данном этапе список организаций и структур, планирующихся к привлечению в процессе реализации модели социализации выпускников (рисунок 23):

Рисунок 23 – Наличие списка организаций и структур, планирующих к привлечению в процессе реализации модели социализации

В результате проведенного анализа по вопросам социологической адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод, что только небольшая часть опрошенных – около 16-26%, считают, что в регионах уже внедрены следующие модели социализации выпускников:

модель межведомственного взаимодействия по социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

модель индивидуального сопровождения на базе центров социального обслуживания;

модель постинтернатного сопровождения в рамках работы образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

И для каждой модели социализации выпускников определены цели и задачи, перечень мероприятий, плана-график мероприятий по реализации модели.

Результаты анализа данных анкетирования родителей учащихся образовательных организаций

Количество респондентов из каждого региона варьировалось в широких пределах от 10 до 30 человек.

В результате обработки данных были получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку свидетельствует, что большинство анкет заполнили женщины – 75%, и только 25% мужчины.

Большинство опрошенных проживают в городской местности – 54%, остальные 46% опрошенных проживают в сельской местности.

Как видно на рисунке 24, большую часть составляют опрошенные в возрасте от 35 до 44 лет.

Рисунок 24 – Возрастная категория

По уровню образования наибольшее количество (43%) составляют опрошенные, окончившие среднее профессиональное образование (рисунок 25).

Рисунок 25 – Уровень образования

Большая часть опрошенных – порядка 15%, считают, что в регионах в части социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей реализуются следующие модели:

реализуются модель межведомственного взаимодействия по социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

модель постинтернатного сопровождения на базе регионального центра постинтернатной адаптации;

модель постинтернатной адаптации в организациях профессионального образования и непосредственно.

При этом стоит отметить, что 23% опрошенных не владеют информацией (рисунок 26).

Рисунок 26 – Модели реализации по стране, в части социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Такая тенденция и сохраняется во всех федеральных округах Российской Федерации.

На рисунке 27 представлены модели с максимальным значением, в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рисунок 27 – Модели реализации в части социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в разрезе субъектов Российской Федерации

Большая часть опрошенных – порядка 15%, считают, что в регионах уже внедрены следующие социальные практики и технологии социализации выпускников (рисунок 28):

создание в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий пребывания детей, максимально приближенные к семейным;

внедрение программ подготовки к самостоятельному проживанию, как вовремя нахождения в образовательной организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и после выпуска;

участие выпускников в программах личностного и профессионального самоопределения.

Рисунок 28 – Социальные практики и технологии социализации выпускников по стране

На рисунке 29 представлены социальные практики с максимальным значением, в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рисунок 29 – Социальные практики и технологии социализации выпускников в разрезе субъектов Российской Федерации

Большая часть опрошенных – порядка 23%, считают, что к системе опеки и попечительства, привлекаемых к социализации выпускников-сирот привлекают следующих специалистов (рисунок 30):

психологи;

социальные педагоги.

Рисунок 30 – Специалисты системы опеки и попечительства, привлекаемых к социализации выпускников-сирот по стране

Такая тенденция и сохраняется во всех федеральных округах Российской Федерации, за исключением Сибирского округа, там преобладают специалисты в сфере социальной защиты.

Большая часть опрошенных – порядка 25%, считают, что материально-техническое обеспечение, требуемое для реализации моделей социализации выпускников следующее (рисунок 31):

помещения для работы (индивидуальной и групповой) с детьми;

программное обеспечение для работы с детьми;

специальное оборудование для работы с детьми (учебные лаборатории, приборы и др.).

Рисунок 31 – Материально-техническое обеспечение, требуемое для реализации моделей социализации выпускников по стране

Такая тенденция и сохраняется во всех федеральных округах Российской Федерации.

Большая часть опрошенных – порядка 20%, считают, что необходимо следующее информационное обеспечение для реализации моделей социализации выпускников (рисунок 32):

специализированные Интернет-ресурсы регионального, муниципального уровня в сфере социализации выпускников;

брошюры, наглядные материалы, полиграфическая продукция (плакаты и др.), содержащие полезную информацию для детей.

Рисунок 32 – Информационное обеспечение необходимое для реализации моделей социализации выпускников по стране

По результатам проведенного анализа среди родителей по вопросам социологической адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод, что около 23%, не владеют информацией, какие модели социализации выпускников внедрены в регионах.

Это говорит, о недостаточной информированности родителей со стороны региона в плане вопросов касающихся социологической адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стоит также отметить, что регионы в равной мере оснащены всем необходимым информационным и материально-техническим обеспечением для реализации социологической адаптации выпускников, а для социализации выпускников в большей степени привлекают психологов и социальных педагогов.