Информационно-аналитические материалы

Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов

В анкетировании «Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru

03.12.2015

В анкетировании «Реализация модели инклюзивного образования как одного из способов обеспечения современных условий обучения детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов», проводимом с 24 августа 2015 года по 25 сентября 2015 посредством опроса (анкетирования) на платформе сайта www.fcpronews.ru, приняли участие 1097 учеников, 192 педагога и 205 руководителей образовательных организаций из 61 региона Российской Федерации:

1. Алтайский край

2. Амурская область

3. Архангельская область

4. Астраханская область

5. Белгородская область

6. Волгоградская область

7. Вологодская область

8. г. Москва

9. г. Севастополь

10. Еврейская автономная область

11. Забайкальский край

12. Ивановская область

13. Иркутская область

14. Кабардино-Балкарская Республика

15. Карачаево-Черкесская Республика

16. Кемеровская область

17. Кировская область

18. Костромская область

19. Красноярский край

20. Курганская область

21. Курская область

22. Ленинградская область

23. Московская область

24. Мурманская область

25. Ненецкий автономный округ

26. Нижегородская область

27. Новгородская область

28. Новосибирская область

29. Омская область

30. Оренбургская область

31. Орловская область

32. Пензенская область

33. Пермский край

34. Республика Алтай

35. Республика Башкортостан

36. Республика Бурятия

37. Республика Дагестан

38. Республика Ингушетия

39. Республика Калмыкия

40. Республика Марий Эл

41. Республика Саха (Якутия)

42. Республика Татарстан (Татарстан)

43. Ростовская область

44. Самарская область

45. Санкт-Петербург

46. Саратовская область

47. Свердловская область

48. Смоленская область

49. Ставропольский край

50. Тамбовская область

51. Тверская область

52. Тульская область

53. Томская область

54. Тюменская область

55. Ульяновская область

56. Хабаровский край

57. Ханты-Мансийский АО

58. Чеченская Республика

59. Челябинская область

60. Чукотский АО

61. Ямало-Ненецкий АО

Результаты анализа данных анкетирования среди учащихся образовательных организаций

На сегодняшний день существует проблема адаптации людей с физическими недостатками в обществе. Особо остро она стоит среди детей школьного возраста и молодежи. Важно научить их общаться с другими людьми, которые чем-то отличаются от них. Для лучшего видения ситуации была проведена оценка эффективности реализации модели инклюзивного образования.

В опросе принимали участие респонденты разных возрастов: до 14 лет – 16%, старше 25 лет всего 1% и большая часть - от 15 до 25 лет, что составило 83,12% от общего количества.

Больше всего было получено ответов из Амурской области (34,78%), Республики Татарстан (21,88%) и Хабаровского края (13,76%). Меньше всего было ответов из таких регионов: Алтайский край, Астраханская, Белгородская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Оренбургская, Самарская области, Забайкальский край, Республика Алтай, Республика Марий Эл.

В результате обработки данных получены результаты, представленные ниже.

Были выявлены следующие социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол; место жительства; возраст.

Большинство опрошенных проживают в городской местности – 66,45%, 33,55% опрошенных проживают в сельской местности.

Анализ данных по количеству анкет по гендерному признаку (рисунок 1) свидетельствует, что женщины заполнили больше анкет, чем мужчины. Количество анкет, заполненными женщинами, составляет 60%, а количество анкет, заполненными мужчинами, – 40%.

Рисунок 1 — Анализ анкет социального исследования (по полу)

На основании диаграммы, представленной на рисунке 2, можно сделать вывод, что основная часть опрошенных не относится к группе людей с ограниченными возможностями. При этом здоровых людей – 85% опрошенных, что почти в 6 раз меньше людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их – 15%.

Рисунок 2 – Опрошенные, имеющие ограниченные возможности здоровья

На рисунке 3 видно, в какой образовательной организации обучаются респонденты. Большая часть опрошенных проходит обучение в образовательных организациях, где обучаются как дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе дети-инвалиды), так и дети, не имеющие таких ограничений – 69%. Особенно важными ответы этих респондентов будут при анализе специфики взаимодействия детей. 8% – это представители образовательных организаций, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, дети-инвалиды), 23% – респонденты образовательных организаций, где не получают образование дети с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, дети-инвалиды)

Рисунок 3  – Контингент образовательных организаций, где обучаются респонденты 

Мнение респондентов относительно того, в каких образовательных организациях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, разделились поровну: 50% - вместе с другими детьми в неспециализированных образовательных организациях и 50% - в специализированных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аналогичная ситуация наблюдается в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах (рисунок 4). Выделяются Северо-Западный и Южный федеральные округи. В Северо-Западном федеральном округе 80% опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе с другими детьми в неспециализированных образовательных организациях, а в Южном – все опрошенные проходят обучение в специализированных образовательных организациях.

Рисунок 4 – Специфика обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях (по округам)

По регионам (рисунок 5) следует отметить, что в Амурской, Новосибирской и Кировской областях, Хабаровском крае, Республике Башкортостан большинство детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специализированных образовательных организациях. А в таких регионах, как Республика Татарстан и Пензенская область дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в неспециализированных образовательных организациях вместе с другими детьми.

Рисунок 5  – Специфика обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных организациях (по регионам)

Умение общаться с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является одной из задач воспитания юного поколения. Анализ показал, что большинство научилось этому общению благодаря своим родителям – 35% опрошенных и самостоятельно в процессе общения – 32%. И только 20% опрошенных получили информацию о правилах поведения с людьми, имеющими ограниченные возможности, в образовательных организациях, по 7% и 6% соответственно составили те, что получил навыки общения в волонтерских организациях и те, кто непосредственно проживает с ними. Результаты исследования представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Кто обучает общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Данная тенденция прослеживается и во всех регионах (рисунок 7).

Рисунок 7 – Кто обучает общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья (по регионам)

Так, родители уделяют внимание умению общаться с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в Новосибирской, Амурской областях и Республике Татарстан. В Пензенской области, Хабаровском крае и Республике Татарстан большее количество респондентов научились общаться самостоятельно, при непосредственном контакте с людьми, имеющими ограничения по здоровью. И только респонденты Омской области в своем большинстве отдают главную роль образовательной организации.

При ответе на вопрос «Как Вы думаете, детям и молодежи с нарушениями здоровья лучше учиться в специальных образовательных организациях или в обычных, вместе с остальными» мнения разделились поровну. Одна половина считает, что детям и молодежи с нарушениями здоровья лучше учиться в специальных образовательных организациях или в обычных, вместе с остальными, вторая половина считает, что в специализированных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если рассмотреть результаты в 5 регионах (рисунок 8), активно участвовавших в опросе (Хабаровский край, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Башкортостан, Пензенская и Амурская области), то видно, что тенденция сохраняется. Так, число ответивших, что детям и молодежи с нарушением здоровья лучше получать образование в специализированных образовательных организациях, составило в Амурской области (38%), Хабаровском крае (15%), Республике Башкортостан (13%). А вот в Республике Татарстан (27%) и Пензенской (7%) области придерживаются мнения, что детям и молодежи с нарушением здоровья лучше получать образование вместе с другими детьми в неспециализированных образовательных организациях.

В остальных регионах число опрошенных менее 3%.

Рисунок 8 – Где предпочтительней детям и молодежи с нарушениями здоровья получать образование,% (по регионам)

Что касается округов, принявших участие в опросе, то больше всего анкет получено по Дальневосточному, Приволжскому и Сибирскому федеральным округам (рисунок 9). Причем в Сибирском и Дальневосточном округах большая часть опрошенных считает, что детям и молодежи с нарушением здоровья лучше получать образование в специализированных образовательных организациях. А в Приволжском федеральном округе, - что детям лучше получать образование вместе.

В остальных округах число опрошенных составляет менее 5%.

Рисунок 9  – Где предпочтительней детям и молодежи с нарушениями здоровья получать образование (по округам), %

На вопрос «Насколько, по Вашему мнению, дети с ограниченными возможностями здоровья стремятся быть образованными?» было предложено несколько вариантов ответа (рисунок 10):

да, стремятся, сейчас быть образованным важно;

ни да, ни нет – большей частью плывут по течению;

определенно не стремятся, нет желания получить даже среднего образования;

скорее не стремятся, главная задача – закончить школу;

скорее родители стремятся обеспечить формальную сторону – аттестат, диплом;

другое.

71% опрошенных считает, что молодежь с ограниченными возможностями стремится быть образованной, потому что понимает всю важность и необходимость знаний в дальнейшем. 10% респондентов считает, что образование - это желание родителей, а не самих детей. Еще 9% ответили, что дети и молодежь с нарушениями здоровья просто плывут по течению. 6% считают, что главная задача детей с ограниченными возможностями - просто закончить школу, и только лишь 2% опрошенных заявили, что у таких детей нет стремления получать образование.

Рисунок 10 – Стремятся ли дети с ограниченными возможностями здоровья, по мнению респондентов, быть образованными

В регионах, участвующих в опросе, тенденция сохраняется. Большинство опрошенных считает, что дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья стремятся получить образование. Наибольшее количество таких ответов было получено в следующих регионах: Хабаровский край, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Башкортостан, Пензенская, Омская, Новосибирская, Кировская и Амурская области. И лишь небольшая часть опрошенных не видит у детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья стремления учиться. Это видно в Хабаровском крае и Республике Татарстан (Татарстан).

Результаты анализа данных анкетирования педагогов образовательных организаций

Проблема обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день может быть решена. Немаловажную роль в этом могут сыграть высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с данной категорией учащихся. Мнение педагогов, их виденье и оценка эффективности реализации модели инклюзивного образования были изучены в ходе данного исследования.

В исследовании принимали участие работники разных учебных заведений: дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и иных образовательных организаций. Из числа опрошенных 61% составили работники дошкольных и общеобразовательных организаций, 17% - работники организаций высшего образования, 14% - профессиональных образовательных организаций и 8% - работники иных образовательных организаций.

Наибольшее количество респондентов (более 5% от числа опрошенных) было из следующих регионов: Амурская область - 26,20%, Пензенская область - 8,13%, Республика Башкортостан - 9,04%, Республика Татарстан (Татарстан) - 11,90%, Хабаровский край - 24,25%.

В опросе принимали участие респонденты разных возрастов: до 34 лет, от 35 до 44 лет, от 45 до 54 лет и старше 55 лет (рисунок 11). Большая часть – в возрасте до 34 лет – 31%, наименьшая - это работники образовательных организаций старше 55 лет – 12%.

Рисунок 11 — Анализ возраста работников образовательных организаций, принявших участие в опросе

Большая часть опрошенных – женщины (85%).

Проанализировав уровень образования (рисунок 12), можно видеть, что у большего количества респондентов – высшее образование. Причем  специалисты и магистры составили 60% всех опрошенных, бакалавры – 15% и 16% - прошли подготовку как кадры высшей квалификации. Среднее профессиональное и общее образование имеют 8% и 1% соответственно.

Рисунок 12 – Уровень образования опрошенных педагогов

Во всех округах работники образовательных организаций, которые приняли участие в опросе, имеют высшее или среднее профессиональное образование. При этом среднее образование имеет небольшое количество опрошенных Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов. Опрошенные работники, имеющие только общее образование, есть в Дальневосточном федеральном округе (рисунок 13).

Рисунок 13 – Уровень образования опрошенных педагогов (по округам), %

По регионам, где число респондентов более 5% опрошенных, также больше работников, имеющих высшее профессиональное образование. При этом преобладают специалисты и магистры (рисунок 15).

Рисунок 14 – Доля опрошенных педагогов с высшим образованием (по регионам), %

Лидером по количеству опрошенных педагогов с высшим образованием, имеющих степень специалиста или магистра, является Пензенская область (рисунок 15).

Рисунок 15 – Доля опрошенных педагогов с высшим образованием, имеющих степень специалиста или магистра (по регионам), %

В течение последних 5 лет прошли повышение квалификации по программе, обеспечивающей освоение технологий и компетенций для реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, только 47% опрошенных. Из них за последний год - 14%, в 2013-2014 гг.- 19%, в 2011-2012 гг. - 9%, более 4 лет назад - 5%. 53% респондентов таких курсов не прошли вообще (рисунок 16).

Рисунок 16 – Повышение квалификации по программе, обеспечивающей освоение технологий и компетенций для реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, за последние 5 лет

Что касается округов, то за последние 5 лет никто из опрошенных не повышал уровень квалификации в Уральском федеральном округе. А вот в Крымском федеральном округе все участники опроса повысили квалификацию в текущем году. Также в этом году повысили свою квалификацию часть респондентов из Южного, Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов.

В 2013-2014 гг. повышали квалификацию небольшое количество опрошенных из Сибирского, Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов. В 2011 – 2012 гг. – часть респондентов из Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов. Более 4 лет назад - Северо-Западного, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов. Таким образом, регулярно в течение 5 лет повышают свою квалификацию опрошенные педагоги Приволжского, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов (рисунок 17). Однако значительная часть опрошенных из разных округов так и не повысила свою квалификацию.

Рисунок 17  – Повышение квалификации по программе, обеспечивающей освоение технологий и компетенций для реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, за последние 5 лет (по округам), %

В ходе анализа данных регионов были отобраны 5, где количество ответов превысило 5% от общего количества опрошенных. Это Хабаровский край, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Башкортостан, Пензенская и Амурская области. Регулярно стараются повышать квалификацию работники в Республике Башкортостан и Амурской области. Однако на сегодняшний день во всех регионах остается большая часть респондентов, которые не повысили свою квалификацию. Наиболее сложная ситуация в Пензенской области. Там около 83% опрашиваемых педработников не повысили квалификацию и 17% ее повышали более 4 лет назад.

Повышение квалификации работников является одной из важных задач образовательной организации. Что касается возможности повысить квалификацию, то больше половины опрошенных