Интервью

Максим Спиридонов: «Будущее за бизнесом, который конкурентоспособен»

25.10.2019

Интервью с основателем крупнейшего в России сервиса онлайн-образования «Нетология»

Есть ли шанс не только придумать, но и воплотить в реальность собственное дело, которое начнет приносить доход? С чего начать строительство компании и как не бояться оказаться на грани полного краха? Предприниматель Максим Спиридонов, создатель одного из крупнейших онлайн-университетов в России – «Нетологии», готов поделиться с начинающими бизнесменами секретами успеха.

Ради этого он и Вячеслав Макович написали подробный гид для тех, кто решил начать зарабатывать уже сейчас, – «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Из разговора с Максимом стало понятно зачем же предпринимателю своя книга.

– Как возникла идея написать книгу о бизнесе? Зачем она была нужна вам?

– Все те пособия по построению собственного бизнеса, которые сейчас есть в продаже, зачастую пишутся людьми, по сути не нюхавшими пороха. Проще говоря, если опыт предпринимательства у них и есть, то совсем небольшой. По этой причине содержание подобных книг водянистое и сводится к единственному посылу: «Сожми зубы, крепись и делай», а практических рекомендаций в подобных изданиях не так много. Темы характера, воли действительно имеют большое значение, но вместе с этим очень важно понимать основы управления собственным делом с практической точки зрения.

А к вопросу о том, зачем писать книгу лично мне, – я уверен, постепенно к любому человеку приходит желание делиться наработанным опытом. Мне интересно воспитывать молодежь. И если мой посыл будет воспринят правильно, то вполне сможет помочь ребятам, которые только начинают, сэкономить деньги, время и в целом – ускориться.

– Чем может помочь ваша книга начинающему предпринимателю?

– Человеку, который хочет заниматься бизнесом, необходимо понимать основополагающие вещи. Как собирается команда, создается стратегия, анализируется рынок. Каким образом предугадывать тренды, для того чтобы их «оседлать» и вовремя использовать. Как на более поздних этапах выстроить маркетинг, продажи, наладить отношения с инвесторами. Да и в целом, какие моменты нужно учесть для того, чтобы бизнес был успешным.

Это практическое руководство, выстроенное мной и моим соавтором Вячеславом Маковичем в рамках книги: от идеи, желания до работающего среднего бизнеса, у которого есть перспектива дальнейшего роста. Иными словами, мануал, снабженный, чтобы он не был слишком сухим, наглядными примерами из жизни моей компании и предприятий моих друзей.

– Ваша книга написана профессиональным языком. Как будто вы говорите: ты сможешь сделать бизнес, если ты в теме. А если человек приходит из другой сферы, из искусства, например, у него есть шанс запустить успешный проект, если он даже таких слов, как «фаундер», «предпосев», «MVP» не знает?

– Да, безусловно. Я сам пришел из перпендикулярной предпринимательству области – у меня образование театрального актера. Было бы желание. Но вот эти термины, которые вы назвали, и много других все-таки придется выучить. Ведь важны не столько слова, сколько то, что за ними стоит. Это база, hard skills предпринимателя.

– А как выбрать именно свое дело? Обязательно оно должно быть связано с образованием, например? Или можно исключительно по любви?

– Не обязательно. Я сам – яркий пример: дипломированный актер, который сегодня руководит одной из крупнейших компаний в стране в сфере онлайн-образования. Но другое дело, что я пришел не сразу. Так, например, изначально мое дело было связано с дипломом: у меня было ивент-агентство. Мы организовывали мероприятия, и это вполне себе коррелировало с тем, чему меня учили в институте. И с этой точки зрения, конечно, всегда лучше начинать с того, в чем экспертиза у вас есть, и с того, к чему у вас лежит сердце. Поскольку любой проект, любой бизнес – это неизбежно кровь, пот и слезы, то если у вас нет к этому интереса, желания, любви, то ничего не получится. А если есть, то это дает вам силы к преодолению. Очень важно иметь отношение к тому, что вы делаете, желательно, чтобы это была любовь, потребность изменить мир в каком-то сегменте.

– Как справиться со страхом потерять все, прогореть? И стоит ли пробовать еще раз, если один раз не получилось?

– Это выбор каждого. Я сам находился на грани тотального краха и необходимости продать машину, квартиру десятки раз, без преувеличения. Некая психологическая готовность, умение держать удар – это одно из важнейших качеств для предпринимателя. Потому что иначе первый же форс-мажор вас размажет по стенке, вы физически не справитесь со стрессом.

– Будущее исключительно за онлайн-бизнесом?

– Нет. Я, кстати, говорю в своей книге не только про онлайн-бизнес. Будущее за бизнесом, который конкурентоспособен. А это та компания, которая использует все существующие инновационные, технологические и диджитал инструменты. Работа с данными – еще один большой стык направлений. Умение поставить компанию на опору данных – это огромное преимущество, которого может не быть у вас, но у конкурентов, поверьте, оно точно есть. Сейчас стирается грань между онлайн и оффлайн, просто онлайн чаще пользуется набором средств, которые помогают быть компании более эффективной. Можно сказать, полнота умений использования этого инструментария и определяет во многом конкурентоспособность каждой отдельной компании вне зависимости от отрасли и сферы.

– А что касается образования? Оно тоже уйдет в онлайн? Чем «Нетология» лучше очного образования?

– Во-первых, тем, что онлайн-образование, в частности курсы, предлагаемые «Нетологией», – компактнее. Мы отбрасываем ненужное и оставляем только то, что действительно может пригодиться студенту – для взрослого человека это особенно важно. Вам необходимо получить знания и навыки не для того, чтобы они были, а для того, чтобы что-то изменить в жизни: увеличить заработок, построить карьеру. «Нетология» ориентирована на конкретные запросы: она помогает освоить те или иные навыки или даже получить новую профессию в сфере диджитал.

– Назовите три черты характера, которыми должен обладать человек, чтобы построить успешный бизнес.

– Первое – это упорство и сила характера, второе – системное, аналитическое мышление, оно позволяет не только видеть тренды, но и преобразовывать их в рабочие идеи. Ну и третье – способность мыслить в категориях маркетинга и продаж. Если предприниматель является соавтором своего продукта, то понимает, как он будет его продавать, а значит – выигрывает.

Источник