Интервью

Лучшие практики: региональный опыт Республики Карелия и Чувашской Республики (интервью с Т.В. Абанкиной, директором центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ)

02.12.2014

Республики Карелия и Чувашская Республика были выбраны неслучайно: они существенно отличаются природно-климатическими условиями, характером и тенденциями сельского расселения, профилем социально-экономического развития.

– Татьяна Всеволодовна, почему в качестве примера для распространения лучших практик деятельности и повышения эффективности работы малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности, были выбраны Республика Карелия и Чувашская Республика?

– Республики Карелия и Чувашская Республика были выбраны неслучайно: они существенно отличаются природно-климатическими условиями, характером и тенденциями сельского расселения, профилем социально-экономического развития. В то же время, обе республики давно и успешно реализуют программы реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разработали и апробировали модели интеграции и кооперации образовательных и социально-культурных ресурсов сельского социума. Кроме того, эти регионы накопили позитивный опыт эффективного управления малокомплектными и удаленными школами.

– В чем специфика работы по развитию деятельности малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности, в Республике Карелия?

– Дело в том, что в Республике Карелия подходы к развитию сети образовательных учреждений, их интеграции и кооперации начали обсуждаться еще с конца 90-х годов прошлого века. Основным направлением деятельности Министерства образования Республики стала реструктуризация не только сельских, но и городских муниципальных сетей образовательных организаций и подведомственных учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.

Говоря о реструктуризации,  особенно в сельской местности, важно отметить системные изменения во всей региональной сфере образования. Это изменения в развитии образовательных учреждений, организационно-педагогических систем, систем управления и ресурсного обеспечения образовательного процесса, систем взаимоотношений с внешней средой.

При этом в Карелии используется потенциал реструктурированной сети образовательных учреждений. Во многом за счет интеграции образовательных учреждений общего образования стали возможны повышение доступности качественного образования и  расширение спектра образовательных услуг. Более того, результаты муниципальных и республиканской программы реструктуризации приводят к оптимизации бюджетных расходов на содержание образовательных учреждений.

– Каковы особенности управленческой стратегии, выбранной при реализации республиканской программы реструктуризации в Карелии?

– Можно выделить несколько основных позиций. Региональный проект реструктуризации сетей образовательных учреждений – это интеграция 18 муниципальных индивидуальных проектов построения новой образовательной сети на каждой конкретной территории. При этом каждый муниципальный проект строился на общих принципах стратегического проектирования, с учетом особенностей развития каждого образовательного учреждения. Кроме того, муниципальные проекты опирались на ресурсную поддержку интеграционных процессов. В то же время, в условиях децентрализации управления, сохранялась управляемость системы за счет новых управленческих методов и общественно-государственных механизмов соуправления, опережающих процессов модернизации системы подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров.

Стоит также отметить, что в Карелии Программа реструктуризации сети сельских образовательных учреждений разрабатывалась на основе анализа социально-экономического развития, прогноза демографической ситуации и социально-географических аспектов каждой конкретной территории. Муниципальная программа реструктуризации образовательных учреждений каждой территории – это совместный результат комплексного анализа и прогноза развития сельских и муниципальных администраций, органов управления образованием, педагогических коллективов. Каждая муниципальная программа развития образовательной сети проходила тщательную общественно-государственную экспертизу на основе учета общественного мнения, расчета социально-экономических показателей и оптимального выбора вариантов реструктуризации.

– Какую характеристику можно дать интегрированным моделям по результатам реализации республиканской и муниципальных программ реструктуризации образовательных сетей в Карелии?

– Можно выделить несколько характеристик данных моделей. Во-первых, это формирование общественно-государственного характера и механизмов управления и соуправления процессами образования. Во-вторых, повышение эффективности использования материально-технических, финансово-экономических и интеллектуальных ресурсов в условиях общей ограниченности. В-третьих, повышение динамики развития каждой структуры интеграционной системы, мобильности и потенциальной инновационности. Стоит также сказать о наличии потенциала для повышения качества результатов деятельности, расширения влияния образовательных систем и комплексов на социально-экономическое развитие территорий. Кроме того, можно говорить о формировании общеобразовательной среды развития территории, качества человеческих ресурсов через проекты и структуры межотраслевого взаимодействия при решении актуальных задач комплексного развития Республики.

– Какие новые интеграционные модели организации образования в условиях реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности можно отметить в Республике Карелия?

– Среди новых интеграционных моделей основное место занимают «магнитные» и «центральные» школы в муниципальных сетях, а также образовательные округа.

«Магнитная школа» - это базовая школа школьного/территориального округа, обеспечивающая организацию образовательного процесса для детей данной территории. Она обеспечивает сетевое взаимодействие со своими структурными подразделениями или партнерами – начальными школами, «школами-садами», учреждениями дополнительного образования, начального профессионального образования, учреждениями социокультурной сферы территории.

«Центральная школа» – это базовая школа муниципального района, городского округа – образовательный ресурсный центр инновационного развития образования в муниципальной сети образовательных учреждений. На базе именно этой школы организуется методическое и информационно-технологическое обеспечение развития содержания образования, внедрение профильного обучения в старшей школе. Статус «центральной» школы обычно присваивается школе, расположенной в районном центре и являющейся лидером по освоению инновационных образовательных программ.

В ходе реструктуризации сетей образовательных учреждений «центральные» и «магнитные» школы районов становятся точками роста нового образовательного пространства районной сети. Муниципальные управления делегируют «центральным» школам функции обеспечения образовательного процесса в «магнитных» школах, взаимодействующих с ними. Среди таких функций: информационные, методические, функции повышения квалификации, аттестации образовательных учреждений, выстраивания социального партнерства и т.п. В большинстве случаев районные методические кабинеты размещаются в «центральных» школах.

– Каковы сегодня основные направления интеграции и кооперации образовательных и социокультурных учреждений в Республике Карелия? 

– Это создание сети базовых сельских школ; создание центров и систем дистанционного обучения; создание комплексов, объединяющих общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также объектами социальной сферы. Встречается также преобразование малочисленной начальной общеобразовательной школы в филиал общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования.

– Какие варианты интеграции учреждений, образовательных и социальных программ на базе одного учреждения можно встретить сегодня в Карелии?

– Это могут быть самые разные варианты, например, на основании постановлений местной администрации об интеграции учреждений или  на основании договорных, ассоциативных отношений образовательных учреждений, учреждений культурной и социальной сферы без оформления нормативно-правового статуса нового учреждения. Кроме того, существует сетевая модель размещения программ социокультурных и образовательных услуг на конкретной территории; межмуниципальные и межуровневые, межотраслевые сетевые модели. Также можно отметить введение нового типа учреждения в экспериментальном порядке на основании постановлений муниципальных, республиканского органов управления образования. Во всех моделях, как правило, лицензированными и закрепленными уставами образовательных учреждений являются программы дополнительного образования, предпрофессионального и профессионального обучения. При этом три формы интеграции общеобразовательных учреждений: сетевое сообщество, простое товарищество и объединения – апробировались как варианты ассоциаций общеобразовательных учреждений. Учреждения, взявшие на себя роль лидеров в интеграции образовательных учреждений и учреждений социально-культурной сферы, соответствуют моделям общественно-активных школ. Важно также, отметить, что в последнее десятилетие в Республике Карелия были созданы образовательные округа, как форма партнерства между ведомством и общественно-педагогическими движениями в деле развития практики образования.

В результате реализации республиканской программы реструктуризации сложились различные нормативно-правовые формы взаимодействия учреждений, организаций, как государственных, так и негосударственных, общественных, коммерческих и некоммерческих структур.

– Как развивалась ситуация с работой малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности  в Чувашской Республике?

– Чувашская Республика, практически лишенная природных стратегических ресурсов, выбрала инновационный путь развития, предполагающий активное инвестирование в новые технологии и развитие интеллектуального потенциала. Еще в 2001 году здесь была принята республиканская президентская программа «Новая школа». Перед работниками системы образования была поставлена задача – сделать образование конкурентоспособным в рыночной действительности. Реструктуризация сети сельских школ в Республике проводится совместно региональными и муниципальными органами управления уже более 12 лет. Это направление стало для Республики одним из самых важных потому, что в Чувашии в сельской местности расположены 75% школ, в которых обучается 43% детей. Расходы на образование одного ребенка в городских школах вдвое ниже, чем в сельских, а в некоторых малокомплектных и удаленных школах расходы на одного учащегося оказываются выше в 7 и более раз. При этом качественные показатели результатов ЕГЭ, участия в республиканских олимпиадах, поступаемость в вузы у сельских ребят были низкими, особенно у учащихся малокомплектных школ. Анализ же демографической ситуации показал, что к 2016 году количество учащихся школ сократится на 40%.

Конечно, было невозможно оставить все, как есть, и для обеспечения доступности качественного образования в Чувашской Республике начался процесс реструктуризации сети образовательных учреждений. Приняли республиканскую целевую программу реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Аналогичные программы приняты и действуют во всех районах и городах Республики. За последнее десятилетие было реструктурировано 274 школы, что составляет 40% от общего числа школ, из них изменили свой статус – 157, закрыто 80 школ и 37 филиалов начальных классов.

– Какие модели реструктуризации реализуются в Чувашской Республике?

– Модели реструктуризации реализуются исходя из особенностей развития районов. Это и кустовые базовые школы с возможностью введения профильного обучения в старших классах, и учреждения «школа-детский сад», и социокультурные образовательные центры.

Кустовые базовые школы, их в Чувашской Республике  – 138 (из них  54 - ресурсные центры), по максимуму концентрируют материальные и кадровые ресурсы. Они являются основными пилотными республиканскими площадками для методического и информационного взаимодействия образовательных учреждений в муниципалитетах.

Следующая модель – социокультурные образовательные комплексы, которые созданы в сельской местности для осуществления единого социокультурного образовательного пространства. Они объединяют школу, дом культуры, библиотеку. Сегодня их в Республике 31. Комплексы стали учреждениями, объединяющими сельчан, работая днем в режиме школы, а вечером организуя досуг детей и взрослых.

Особая модель сельского образовательного учреждения с малочисленным контингентом детей – это комплексы «начальная школа - детский сад». Малокомплектные и малочисленные основные и средние школы реорганизуются в начальные, и на их базе создаются образовательные учреждения «начальная школа - детский сад»: их в Республике 28.  Кроме того, для эффективного использования высвобождаемых помещений и обеспечения общедоступности дошкольного образования в этих реструктуризированных школах открыты группы для детей дошкольного возраста. Сейчас 156 школ реализуют программы дошкольного образования.

Также в Чувашской Республике апробированы модели школ ступеней обучения. В 16 школах открыты инновационные площадки по апробации 5 моделей школ возрастных ступеней обучения. Во всех районах и городах Республики созданы программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими образовательными учреждениями. Сформировано 7 учебно-методических округов, объединяющих 5-6 муниципальных систем образования для организационного методического сопровождения взаимодействия малокомплектных и отдаленных сельских образовательных учреждений.

– Какие результаты реализации программ реструктуризации сети сельских образовательных учреждений в Чувашской Республике можно отметить?

– Одним из самых значимых результатов стало расширение возможности выбора учащимися образовательных программ, профилей. Сеть инновационных учреждений охватывает профильным обучением более 80% школьников. Занятия ведутся по 12 профилям.

Кроме того, реструктуризация позволяет существенно повысить качество образования, это подтверждают и результаты ЕГЭ. Создание кустовых базовых школ в сочетании с ЕГЭ, созданием профильных классов увеличили возможности выпускников школ для поступления в вузы. В 2010 году в вузы поступили 82% выпускников школ, по селу – 46% (до ЕГЭ и реструктуризации соответственно – 45% и 23%). Средний балл ЕГЭ по математике учащихся сельских ресурсных центров сравнялся с результатами ЕГЭ учащихся городских школ.

Отмечу также, что стабилизировалась наполняемость классов и школ: в сельской местности она составляет 15,6; в базовых школах и ресурсных центрах – 22,1.

Есть еще один существенный эффект от реструктуризации сельских школ – она влечет за собой решение комплекса социальных проблем на селе. Так, появление школьного автобуса привело к разработке республиканской программы «Дорога к школе», в соответствии с которой было построено, реконструировано и отремонтировано около 900 километров дорог к кустовым базовым сельским школам.

Реструктуризация образовательной сети сельских школ оказала положительное влияние и на развитие дошкольного образования, которое выиграло в результате освобождения помещений. Охват дошкольным образованием на селе в Чувашской Республике удалось увеличить с 2005 года почти в 2 раза. Прирост охвата составил 22%. Сегодня здесь детские сады посещают 87% дошкольников в возрасте 3-7 лет, и этот показатель лучше среднероссийского. Реструктуризация сети образовательных учреждений повлияла и на охват дошкольными образовательными программами детей шестилетнего возраста. Сейчас предшкольным образованием охвачено 92% детей.

Опыт, накопленный в Чувашской Республике, вызывает значительный интерес в других регионах. В Чувашии проводятся всероссийские, межрегиональные совещания, семинары и конференции, стажировки представителей органов управления образованием регионов.

– Суммируя выводы, что можно сказать о факторах, оказывающих наибольшее влияние на эффективность деятельности малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности?

– Сегодня можно обозначить несколько таких факторов, в частности наличие квалифицированного и мобильного  педагогического коллектива, готового строить для детей индивидуальные образовательные траектории, менять способы преподавания, изучать и внедрять все новое. Кроме того, важно наличие тесных контактов школы с местными органами самоуправления, готовность работать вместе. Значимы также регулярные контакты школы с методистами регионального (а не только районного) уровня, взаимодействие учителей с общероссийскими образовательными ресурсами. Особое внимание стоит уделять обучению детей и учителей дистанционно: по интернету, по скайпу, с помощью телемостов.  Как показывает практика, малокомплектные школы в отдаленных местностях демонстрируют примеры успешно работы даже при недостаточной скорости Интернета.