Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Интервью

Эксперт: "Проект 5-100" следует продлить и расширить до 30 университетов

08.12.2017

С 2012 года в России реализуется государственная программа поддержки крупнейших российских вузов ''Проект 5-100''. Цель этой программы – повысить престижность российского высшего образования...

С 2012 года в России реализуется государственная программа поддержки крупнейших российских вузов "Проект 5-100". Цель этой программы – повысить престижность российского высшего образования и вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трех авторитетных мировых рейтингов. Насколько реалистична эта задача? Каковы современные тенденции развития университетов в мире? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" рассказал член международного экспертного совета "Проекта 5-100", исполнительный президент Китайского общества стратегий развития образования, директор Института экономики образования Пекинского университета (Китай), профессор Минь Вэйфан.

– Господин Минь, каковы сегодня наиболее заметные тенденции в развитии университетов и высшего образования в мире?

– С начала 21 века развитие высшего образования в крупнейших странах характеризуется расширением приема в вузы. Увеличение численности студентов, в свою очередь, привело к диверсификации и дифференциации высших учебных заведений.

Для повышения международной конкурентоспособности многие страны избрали в качестве стратегии национального развития политику отбора и поддержки ведущих университетов, чтобы превратить их в учебные заведения мирового класса с преподаванием научных дисциплин на образцовом мировом уровне.

– Какие изменения и реформы требуются для того, чтобы университет мог войти в число лучших в мире?

– Необходимы структурные реформы – нужно наладить должным образом управление, гарантировать академические свободы, уравновесить полномочия представителей управленческого и научного звена, создать атмосферу научного поиска, обеспечить достаточные стимулы как для привлечения лучшего международного профессорско-преподавательского состава, так и для повышения квалификации местных кадров.

Также необходимо предоставить университетам большую автономию, одновременно укрепляя их управленческий потенциал, и поддерживать их способность справляться со своими денежными обязательствами. Правительства продолжают вкладывать в университеты средства, но университеты должны развивать и другие источники финансирования.

– Какие основные факторы определяют успех университета в рейтинге?

– Это ученые мирового уровня, первоклассные научные достижения, успешные выпускники, высокий уровень услуг, способствующий экономическому и социальному развитию региона и страны в целом.

– Можно ли эффективно использовать и адаптировать зарубежный (в частности, британский) опыт для развития высшего образования в России?

– России, конечно, есть чему поучиться у других стран, но она не должна копировать их модели развития высшего образования, поскольку у неё совсем другой исторический, культурный и институциональный опыт.

– Болонская декларация фактически предусматривает создание единого европейского образовательно пространства. Должно ли участие в Болонском процессе привести Россию к созданию системы высшего образования по "европейскому" образцу?

– Нет. Россия может принять участие в этом процессе, но ей следует сохранить свою культурную идентичность, равно как и систему высшего образования с российскими чертами.

– В чем Вы видите преимущества, сильные стороны российских университетов?

– У российских университетов славное прошлое, они стоят на крепком научном фундаменте, но им необходимы структурные реформы, более существенная поддержка, а также более интенсивное развитие международных обменов и сотрудничества.

– Насколько российское образование сегодня привлекательно для иностранцев?

– Оно котируется очень высоко, особенно в среде китайской молодежи, но главное препятствие – это язык.

– Повлиял ли на привлекательность российского образования "Проект 5-100"?

– В ходе осуществления проекта значительно поднялся академический уровень некоторых российских университетов. Это действительно помогло повысить привлекательность некоторых российских университетов для иностранцев.

– Нужно ли, на Ваш взгляд, продлевать сроки проекта (например, до 2025 года) или расширять состав его участников (например, до 30 университетов)?

– Приведение университетов к мировому уровню – длительный процесс. Я думаю, проект следует продлить до 2030 года. Россия – огромная страна, ей необходимо иметь больше университетов мирового класса. Поэтому следует увеличить число включённых в проект университетов, по крайней мере, до 30. Стране нужна более амбициозная программа развития высшего образования. Я желаю России всяческих успехов в развитии высшего образования.

Источник