Интервью

Ректор РАНХиГС Владимир Мау: успешные люди очень часто не работают по специальности

16.01.2019

Человек, инфраструктура и инновации – эти три темы ректор РАНХиГС Владимир Мау назвал ключевыми в современной цифровой экономике. В интервью в рамках X Гайдаровского форума он также рассказал о направлениях развития образования, у каких профессий нет перспектив и какие качества нужны, чтобы стать успешным.

– На юбилейном Х Гайдаровском форуме большое внимание уделяется социальной проблематике, здравоохранению, образованию…

– Точнее, человеческому капиталу. Действительно, это наша традиционная тема, если не сказать мантра. Приоритетом государственной бюджетной политики должны являться человеческий капитал и транспортная инфраструктура. Это достаточно универсальный принцип. Например, я ссылался на министра финансов Абазу (министр финансов России в 1880–1881 годах Александр Абаза – прим. ТАСС), который в конце 1880 года настаивал, что государство может экономить на государственном управлении, но не может экономить на просвещении, строительстве путей сообщения и устройстве судебной части. Это очевидный бюджетный приоритет. Тематика человеческого капитала у нас на форуме всегда активно продвигалась. Сейчас ее стало больше, больше дискуссий по темам здравоохранения и образования. Это действительно ключевые вопросы с точки зрения и социального развития, и экономического роста. Если говорить чисто в экономических терминах, у нас сейчас низкие потенциальные темпы роста, и их повышение требует роста факторной производительности, что как раз и предполагает инвестиции в человека, инфраструктуру, инновации.

– Именно эти три темы станут ключевыми не только на Гайдаровском форуме, но и в российской госповестке в ближайшие годы?

– Эта особенность современной постиндустриальной, цифровой, если угодно, экономики – экономики, пришедшей на смену «экономике угля и стали». Как мне представляется, после глобального структурного кризиса последнего десятилетия помимо новых технологий, новых конфигураций валют, новой бюджетной политики происходит формирование новой исследовательской повестки, интеллектуальной повестки. Применительно к такой повестке на первый план вышли современное эффективное образование, здравоохранение. Из исследовательских тем явно на первое место выходит проблема неравенства, но неравенство не как чисто социальный феномен, но и как экономический феномен.

– Что можно было бы изменить в школах и вузах в плане кадровой политики и подготовки менеджеров?

– Это проблема не только образования. Всегда есть вопрос, должен ли главврач быть хорошим врачом или хорошим управленцем, директор школы должен быть хорошим педагогом или хорошим управленцем. Здесь нет однозначного ответа, ведь иногда хороший профессор становится хорошим управленцем, иногда нет, но мы не можем опираться на то, повезет ли с тем или иным управленцем. В стране сейчас многое делается для подготовки управленческих кадров для системы образования, здравоохранения, культуры. Например, в РАНХиГС есть различные управленческие программы для директоров школ, главврачей больниц и директоров организаций культуры. В Москве реализуется публичная аттестация директоров школ и их заместителей. В нацпроекте «Образование» предусмотрено внедрение новой системы аттестации руководителей школ, есть очень серьезная задача подготовки управленческих команд.

Возможно, в результате реализации комплекса мероприятий, заложенных в национальном проекте «Образование» (новая система аттестации руководителей школ, независимой сертификации учителей, внедрение новых стандартов на всех уровнях), мы придем к необходимости запуска профессионального конкурса в системе образования, аналогичного «Лидерам России».

– Вы учитываете подготовку кадров в рамках программ цифровой экономики?

– Сейчас приходит поколение, которое называют Digitally Born, и проблема состоит в том, что дети и учителя подчас говорят на разных языках. Поэтому необходима разработка специальной программы по управлению в цифровой школе. Мы сейчас с тремя субъектами Федерации обсуждаем эту тему более предметно.

– Какие специалисты будут востребованы в ближайшие годы?

– Мы живем в условиях высокой неопределенности. Прогнозов много, но к ним надо относиться с пониманием их условности, принципиальной ограниченности. Сейчас есть понимание, что, скорее всего, будут востребованы или высококвалифицированные, или не очень квалифицированные работники, а вот то, что между этими двумя полюсами, будет сокращаться. Говорят, что цифровые технологии помогают хирургу, не влияют на работу парикмахера и уничтожают профессию бухгалтера. Но из этого не следует, что большая часть людей останется без работы. Ответом на этот вызов является образование в течение жизни – человек должен менять профессию.

– То есть вам не стоит задавать вопрос, сколько выпускников у вас работает по специальности?

– Не стоит. Очень многие успешные люди, если не сказать – большинство, по специальности не работают. Но поймите правильно, это не означает ситуацию, когда невостребованные физики-ядерщики работают грузчиками. Смысл в том, что когда выпускник выходит из вуза с определенной специальностью, то чтобы быть успешным, ему надо постоянно развиваться, добавлять к специальности новые знания и умения, выходить из привычной зоны комфорта в другие области, причем не всегда смежные.

Для самоопределения школьникам надо понимать, у каких профессий нет перспектив. Это в первую очередь профессии, связанные с рутинными действиями, которые могут быть автоматизированы. Уже сегодня в банковском секторе, в сфере бухгалтерского обслуживания многие функции переводятся в сервисы, не требующие непосредственного участия человека. Понятно, что будут востребованы в ближайшие годы специалисты, деятельность которых непосредственно связана с процессом «цифровизации» всех сфер нашей жизни. Но для успешности сегодня недостаточно быть хорошим специалистом в какой-то узкой сфере. Технологии меняются слишком быстро, и человек должен уметь быстро адаптироваться и уметь учиться новому на протяжении всей жизни. Поэтому вузы должны ставить перед собой задачу давать студентам не только качественные фундаментальные знания, но и универсальные компетенции, обладание которыми могло бы не только облегчать адаптацию выпускников к полученной профессии, но и помогать самостоятельно и осмысленно строить свои индивидуальные профессиональные траектории в изменяющемся мире. Безусловно, формирование универсальных компетенций нужно начинать еще со школы.

– Нас часто пугают массовой безработицей в связи с развитием искусственного интеллекта и новыми технологиями…

– Карл Маркс в свое время пугал революцией именно потому, что машины приходят на смену человеческому труду. Но это было в обществе с десяти-, а то и с 12-часовым рабочим днем. Технологии позволили не сокращать рабочих, а сокращать рабочее время. И никто не сказал, что восьмичасовой рабочий день – это норма.

Кстати, тот же Карл Маркс – и это очень интересный его прогноз – говорил, что в будущем обществе богатство будет определяться не рабочим, а свободным временем. То есть может сокращаться обязательное рабочее время и сохраняться то время, которое человек инвестирует в себя – в свое образование, культуру, здоровье.

– Скажите, пожалуйста, какие плюсы и минусы вы видите в национальном проекте «Образование»? Выполнимы ли поставленные там задачи?

– Появление национального проекта «Образование», который ставит общие цели и задачи для всех уровней, – это уже один большой плюс для системы. В целом заявленные задачи вполне решаемы. К рискам же можно отнести и возможное сокращение финансирования в условиях ухудшения экономической конъюнктуры, и неэффективное использование федеральных субсидий. Ряд мероприятий требуют изменения нормативно-правового регулирования, но не во всех приоритетных проектах это явно прописано. Так, например, пока нет четкого представления, на каких условиях и с помощью каких инструментов государство будет привлекать частных инвесторов для реализации отдельных мероприятий нацпроекта.

На заседаниях экспертной группы национального проекта эти все опасения высказывались и были приняты всеми ответственными министерствами. Есть аспекты, которые сегодня на старте национального проекта пока не обсуждались. В результате реализации мероприятий приоритетных проектов в субъектах появится новая образовательная инфраструктура. Вызывает вопрос готовность всех субъектов Российской Федерации в дальнейшем, после отчета о достижении контрольной точки нацпроекта, содержать все созданные объекты, обеспечивать высокое качество работы как по содержанию, так и с учетом необходимости привлекать высокопрофессиональных педагогов. Отдельно необходимо будет оценить эффективность реализованных мероприятий по уровню их воздействия на систему образования, а также – насколько они помогают достигать высоких результатов обучающимся при выстраивании индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий. Многие из этих вопросов обсуждаются в рамках Гайдаровского форума, например в дискуссии «Национальный проект «Образование: 9 жизней регионов».

Источник