РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Лучшие практики субъектов Российской Федерации по развертыванию сети центров оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3, и с детьми с особыми образовательными потребностями

По данным мониторинга на 15.09.2018 г. на территории Российской Федерации функционирует
13 959 консультационных центров. К концу 2019 г. данное количество центров планируется увеличить на
1 877 единицу, что составит 15 836 действующих консультационных центров.

03.12.2018

Общая информация

По данным мониторинга на 15.09.2018 г. на территории Российской Федерации функционирует 13 959 консультационных центров. К концу 2019 г. данное количество центров планируется увеличить на 1 877 единицу, что составит 15 836 действующих консультационных центров.

За этот период в консультационные центры поступило 1 554 571 очное обращение, что на 381 892 обращения больше, чем в прошлом году. За этот же период в консультационные центры поступило 116 990 обращений в дистанционной форме, что на 36 178 обращений больше, чем в прошлом году.

Общая численность сотрудников, задействованных в обеспечении деятельности КЦ (штатных: воспитатели, узкие специалисты, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, старшие воспитатели) составила 56 812 человек, что на 9220 человек больше, чем в прошлом году. Общая численность внештатных сотрудников, задействованных в обеспечении деятельности КЦ составила 4 256 человек, что на 510 человек больше, чем в прошлом году.

По данным мониторинга на 15.09.2018 г. общая численность КЦ, созданных и функционирующих в субъекте Российской Федерации при дошкольной образовательной организации составила 12 204 КЦ, что на 1646 КЦ больше, чем в прошлом году.

Описания практик функционирования центров (служб)

Основной целью в работе всех консультационных центров (далее КЦ) на базе дошкольной образовательной организации является оказание методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. При этом эффективность оказание этих видов помощи зависит от организации деятельности КЦ, качества разработанной модели оказания того или иного вида помощи, используемых практик и программ, адаптированных к современным условиям.

К наиболее успешным практикам можно отнести создание при КЦ центров игровой поддержки ребенка, служб ранней помощи, инновационных программ и др. Рассмотрим некоторые из них.

Деятельность консультационного центра на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 86 (г. Сочи, Краснодарский край) основана на внутриведомственном и межведомственном взаимодействии, в целях обогащения психолого-педагогических, кадровых, материально-технических условий и развивающей предметно-пространственной среды через координацию и объединение ресурсов всех субъектов микросоциума (родителей, детей, педагогов, внешних организаций). Модель КЦ включает в себя функционально связанные и взаимодополняющие компоненты, которые имеют содержательное наполнение, исходя из функций и особенностей социокультурного партнерства.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования города Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 115» (Краснодарский край) создан Центр поддержки семьи (далее Центр) для родителей детей, получающих дошкольное образование в форме семейного. В основном это дети раннего возраста, которые еще не пришли в детский сад, и дети дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья. Одна из задач специалистов Центра – научить родителей приёмам организации деятельности ребёнка дома в соответствии с его потребностями, личностными и возрастными особенностями.

Консультационный центр на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центр развития ребенка – детский сад № 28 (г. Сочи, Краснодарский край) функционирует с 2016 года. Основа деятельности КЦ – инновационная программа «Создание эффективной модели консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации». При организации работы КЦ был учтен ряд проблемных моментов, среди которых – потребность жителей микрорайона в получении дошкольного образования. Результаты обсуждений воплотились в инновационную программу, цель которой – максимальное удовлетворение актуальных потребностей детей дошкольного возраста и их родителей путем создания на основе передового педагогического опыта и научного подхода эффективной модели консультационного центра на базе ДОО, оперативно и адресно реагирующей на меняющиеся потребности микро – и макросоциума.

С 2015 года в Автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Центр образования «Егоза» (Республика Татарстан) реализуется проект «Семейная гостиная» за счет собственных средств, целью которого является создание условий для повышения уровня психологической образованности (компетентности) родительской общественности воспитанников детского сада, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Задачи проекта:

Одна из моделей консультационного центра функционирует на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников № 95 «Балкыш» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан). Консультационный центр при детском саде сформировался на основе двадцатипятилетнего опыта работы с семьей. Привлекательность центра для семьи обусловлена добровольностью выбора формы посещения на протяжении календарного года и бесплатностью услуги. Центр получил активное развитие в 2017 году в процессе освоения федерального гранта в форме субсидии в рамках реализации мероприятия Программы «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения».

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 33» (г. Воронеж) оказание методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми-инвалидами в формате консультационного центра проходит под девизом «От ранней помощи к социальной интеграции». Это обусловлено тем, что ранняя диагностика, предупреждение и профилактика нарушений развития ребенка, оказание консультационной помощи родителям в целях формирования у них чувства принятия своего ребенка – это залог успешного развития ребенка, создания нормальных детско-родительских отношений и возможности социальной интеграции детей с ООП и детей – инвалидов.

Оказание помощи семьям и детям в КЦ организовано в шести секторах, которые могут функционировать как отдельно, так и в комплексном поэтапном взаимодействии. Структуру центра составляют: сектор выявления семей, воспитывающих детей с ООП и детей-инвалидов; сектор диагностики; сектор ранней помощи для детей с ООП и детей-инвалидов от 0 до 3 лет; сектор методического сопровождения; сектор психолого-педагогической поддержки; сектор социальной интеграции.

КЦ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка Детский сад № 7 «Улыбка»,
(г. Бирск, Республика Башкортостан) и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 212
(г. Уфа Республики Башкортостан)
функционируют, как структурные подразделения образовательных организаций, деятельность центров регулируется локальными актами организации. КЦ работают в тесном контакте с администрацией, органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, с организациями здравоохранения и образовательными организациями всех уровней. В практике КЦ используются различные модели работы – психолого-педагогическая, диагностическая, консультативная модели. Также в работе КЦ используется такая организационная форма предоставления дошкольного образования и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих группы кратковременного пребывания, как Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР). При организации работы используются современные методы игровой деятельности.

Описания практик по разработке и реализации новых образовательных программ, методик и технологий, а также их трансляции в региональную систему дошкольного образования

В структуре модели Центра поддержки семьи (детский сад № 115», Краснодарский край) вариативные формы дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка, Служба ранней помощи, Консультационный центр, Дистанционный консультационный центр.

Направления деятельности Центра поддержки семьи:

Особенности инновационной программы «Создание эффективной модели консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации» детского сада № 28 (г. Сочи, Краснодарский край):

  1. Предложена система работы консультационного центра, представляющая новое, целостное сочетание таких вариативных форм дошкольного образования как консультационный центр, лекотека, центр игровой поддержки ребенка. По итогам реализации инновационной программы предусмотрен переход от описания идеального мысленного образа к описанию реально действующей структуры (от эвристической модели к функциональной).
  2. Сглаживание эффекта ресурсных дефицитов предполагается произвести за счет построения сети эффективного партнерства и сетевого взаимодействия.
  3. В качестве механизма привлечения дополнительных финансовых средств, использован краудфандинг (народное финансирование). Информационными партнерами сада выступили «Учительская газета» и целый ряд известных интернет-ресурсов.

Кроме того, в специфике организации и функционирования КЦ можно выделить некоторые особенности:

Деятельность КЦ «Профессия – Родители!» детского сада № 95 «Балкыш» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) осуществляется в соответствии с моделью «Оказание психолого-педагогической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе, с детьми от 0 до 7 лет, не посещающих ДОУ». Модель получила развитие в рамках мероприятия «Содействие развитию дошкольного и общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В 2018 году коллектив продолжил активное участие в реализации государственной концепции помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 3 лет, разработав проект «БИС!» – «Балкыш И Семья!» Образное название проекта родилось в эмоциональном порыве – специалисты Консультационного Центра желали продолжить работу над развитием модели, и родители детей ждали новых идей. Пожелания молодых мам легли в основу нового проекта, который получил одобрение конкурсной комиссии и успешно реализуется в форме семи подпроектов.

На территории детского сада создана отдельная прогулочная площадка для воспитанников группы «Вырастайка». Родители получили возможность самостоятельно в любое время организовывать развивающую деятельность на свежем воздухе на охраняемой территории, имеющую ограничения для нахождения посторонних лиц. Условия пользования площадкой предполагают заключение договора с Консультационным Центром «Профессия – Родители!», участие в предлагаемых Центром образовательных и просветительских мероприятиях. Таким образом, семья попадает в поле зрения педагогов, начинает приобщаться к практике дошкольного воспитания и выбирать рациональный педагогически сообразный путь сопровождения развития ребенка раннего возраста.

Педагоги Центра расширили границы взаимодействия с семьей, подключаясь к прогулке, сопровождая прогулку методической поддержкой. Расширили зону направленного педагогического влияния на семью путем привлечения к взаимодействию активистов-волонтеров из группы «Вместе!» (из числа студентов Набережночелнинского государственного педагогического университета – наших социальных партнеров). Волонтеры присоединяются к прогулке на площадке, формируя у родителей профессиональные навыки по организации и руководству игровой деятельности детей, в том числе создавая условия для отдыха и педагогического просвещения родителей (родители в это время получают консультации, знакомятся с педагогической литературой, делятся друг с другом опытом воспитания малышей)

Посетители Консультационного Центра отмечают – в домашних условиях нет возможности оборудовать сенсорную комнату или приобрести интерактивную развивающую панель. Более того, бюджет большинства семей ограничивает возможности приобретения книг и развивающих игрушек. Обсуждая эту проблему, педагоги Центра предложили идею разработать и реализовать подпроекты: «Сказка – городок малыша», «Летние ассамблеи», «Читайка!», «Мамины ясли», «Игротека», «Семейный театр», «Вместе!» – предоставляют семье имеющиеся в Центре книги, игрушки, дидактические наборы, комплекты кукол театра бибабо и иное доступное для использования в домашних условиях оборудование на тех же условиях, какие организованы для пользования, например, видеотекой Центра.

Для работы сектора ранней помощи КЦ Детского сада № 33 (г. Воронеж) специалистами был разработан модуль «Игровое взаимодействие с ребенком раннего возраста в семье». В рамках работы данного сектора по запросу родителей и на основании рекомендаций специалистов проводилась работа по обучению родителей взаимодействию с ребенком с целью предупреждения и профилактики трудностей детско-родительских отношений, решения проблем принятия ребенка, а так же обучению игровым приемам дальнейшего развития ребенка и семьи в целом. Были проведены обучающие семинары, групповые консультации и тренинги «Направления коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста», «Игры, которые лечат», « Игроритмика для малышей», «Игры с песком и водой».

В Детском саду № 7 «Улыбка», (г. Бирск, Республика Башкортостан) родители получают диагностическую помощь по компьютерным программам тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» М.В. Акименко; речевого интерактивного обследования детей «Логоблиц»; коррекционную, психолого-педагогическую помощь с использованием программно-дидактического комплекса «Мерсибо – супер». В работе специалисты используют модель дошкольного образования детей раннего возраста от 0 до 3 лет, разработанную на основе психолого-педагогической программы «Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет» авторы: Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. Кроме того, активно апробируются разнообразные тренинги: «Социализация детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детский сад», «Готовность к обучению в школе», «Профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста», «Создание условий для закаливания и оздоровления детей», «Социальная защита детей из различных категорий семей», «Коррекционная помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями».

Детский сад № 212 (г. Уфа Республики Башкортостан) является сетевой экспериментальной площадкой по теме «Вариативное развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования». В рамках данного эксперимента коллектив апробирует модульную образовательную программу по дошкольному образованию «От Фребеля до робота». Родители (законные представители) получают безвозмездно консультационную помощь для повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Описания практик по осуществлению методической и консультационной поддержки родителей (законных представителей) и родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста с применением актуализированных моделей

Содержательно-процессуальный компонент модели КЦ детского сада № 86 (г. Сочи, Краснодарский край) включает в себя блоки, раскрывающие взаимодействие КЦ с родителями в следующих формах: методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной. Диагностическая форма организации деятельности КЦ направлена на оценку индивидуального развития детей (педагогическая и психологическая диагностика) с отставанием или значительным опережением в развитии, с отклонениями в поведении. Консультативная форма реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций для родителей детей от 2-х месяцев до 8 лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию. Родители, обратившиеся в КЦ, смогут получить консультацию следующих специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник, сурдопедагог-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель (очно и дистанционно). Психолого-педагогическая форма организации деятельности КЦ направлена на создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка, включает в себя комплекс коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий. Методическая форма организации деятельности КЦ направлена на обеспечение условий развития ребенка в условиях дома в форме методических и дидактических материалов (памятки, дидактические материалы для занятий на дому по пяти направлениям развития, интерактивные материалы, методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов, и др.).

Участие в работе проекта «Семейной гостиной» («Центр образования «Егоза», Республика Татарстан) помогает родителям снять эмоциональное напряжение, способствует предупреждению «конфликта поколений» между детьми и родителями, легче преодолеть семейные кризисы. В семье актуализируется желание идти на контакт друг с другом, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с изменяющимися условиями жизни семьи, поддерживать благоприятный семейный климат, слышать друг друга, чутко реагировать на потребности других членов семьи, выстраивать поддерживающую коммуникацию, находить конструктивные способы разрешения конфликтов.

В рамках «Семейной гостиной» проходят беседы, лекции, дискуссии, психологические тренинги и ролевые игры, работает информационный портал онлайн-Семейная гостиная в социальной сети ВКонтакте и информационный ресурс в сети Инстаграмм. В закрытой группе «Семейная гостиная «Егоза» размещаются конспекты прошедших встреч и дополнительные текстовые, аудио– и видеоматериалы для ознакомления. Это дает возможность родителям, которые по каким-либо причинам пропустили встречу, самостоятельно изучить все материалы, провести игровое занятие дома, опираясь на пошаговое руководство, оставаться включенными в общий образовательный контекст.

Для работы с родителями привлекаются различные специалисты в области детского воспитания – детский психолог, нейропсихолог, системный семейный терапевт, педагоги по раннему развитию, педагоги дополнительного образования, детские врачи, эксперты в области дошкольного образования. В рамках деятельности консультативного центра семья может получить индивидуальную диагностику развития ребенка, семейную диагностику, индивидуальное консультирование родителей по вопросам детско-родительского взаимодействия, семейную консультацию, а при необходимости включиться в формат семейной терапии, консультацию тераплей-терапевта, групповое консультирование по схожим проблемам, онлайн-консультирование с использованием современных мессенджеров Viber, WhatsApp.

Кроме того, организована постоянно действующая «горячая линия», где специалисты Центра «Егоза» дают консультации по телефону, у родителей есть возможность записаться на консультацию по электронной почте, или лично обратившись в детский сад. Использование ИКТ позволяет сделать работу с родителями более успешной и эффективной.

Проект детского сада № 95 «Балкыш» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) «БИС» отвечает цели: обеспечить доступность услуг дошкольной образовательной организации родителям (законным представителям) детей, в том числе не посещающим дошкольную образовательную организацию через вовлечение родителей (иных членов семьи) в организованную образовательную деятельность на основе обучения родителей совместному и самостоятельному использованию материально-технической базы Консультационного Центра. Для достижения цели оборудована материально-техническая база проекта для работы по направлениям: «Мамины ясли», «Читайка», «Игротека», «Городок малыша», «Семейный театр». Разработано методическое сопровождение для пользователей материально-технической базы проекта БИС. Созданы условия (разработаны порядок и правила) для передачи семье на временное пользование игрушек, книг, наборов театров, и другого инвентаря, принадлежащего Консультационному Центру. Организовано обучение и консультирование родителей, участников проекта БИС:

Сектор методического сопровождения КЦ Детского сада № 33 (г. Воронеж) работает над составлением методических рекомендаций по апробации системы мероприятий по стимулированию возможностей и преодолению трудностей в семьях и у детей с ООП и детей-инвалидов. В рамках модуля методического сопровождения происходит выбор адекватных уровню развития ребёнка программ сопровождения, в работе специалистов была апробирована технология нейропсихологической профилактики и коррекции «Метод замещающего онтогенеза» из комплексной программы «Диалог» под редакцией О. Соболевой. Включение семей в групповую работу с родителями «Мой ребенок особенный» дало возможность обмена родительским опытом и выявлению типичных проблем в семье.

Сектором психолого-педагогической поддержки были реализованы модули «Система занятий по сенсорной интеграции» и модуль «Альтернативные способы коммуникации в семье с детьми с ООП и детьми-инвалидами», использование проективных методов – сочинение «Жизнь с особенным ребенком». Были проведены обучающие семинары «Приемы формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка».

Для консультирования и повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей) в Детском саду № 7 «Улыбка»,
(г. Бирск, Республика Башкортостан
используются разные формы работы: консультирование индивидуальное, подгрупповое (по общему вопросу или возрасту детей), стендовое, онлайн-консультирование, виртуальные экскурсии по детскому саду, смарт-платформы совместно с ФГОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», круглые столы, открытые мероприятия, вебинары для родительской общественности, мастер-классы специалистов по работе с детьми (в том числе с ОВЗ).

Тренинги с родителями, проводимые специалистами консультационных центров, направлены на рассмотрение следующих вопросов: социализация детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, возрастные, психофизиологические особенности детей, готовность к обучению в школе, профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, помощь в воспитании и развитии детей с особыми возможностями здоровья, организация игровой деятельности, закаливание детей, социальная защита детей из различных категорий семей. Так, например, тренинги «Родительско-детские отношения», «Растем, играя», «Учимся говорить», «Гиперактивный ребенок», «Особый ребенок». Также проводятся тренинги для родителей по использованию приемов и методов оздоровления, клуб сознательного родителя «Игра основной вид деятельности дошкольника», семинар-практикумы «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», «В семье будущий первоклассник», мастер-классы и обучающие занятия с детьми, направленные на обучение родителей взаимодействию с ребёнком в домашних условиях, «Психологическое здоровье дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».

На данный момент готовится к выходу сборник «Лучшие практики субъектов Российской Федерации по развертыванию сети центров оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3, и с детьми с особыми образовательными потребностями», где будут рассмотрены наиболее интересные и удачные практики субъектов Российской Федерации.