Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Новости

Российские вузы на старте реализации национальных проектов

16–17 мая в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) состоялся XXVII семинар-конференция Проекта повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проекта 5–100)

Дискуссионная площадка традиционно объединила ведущих экспертов в сфере высшего образования и науки, ректоров российских университетов, представителей высокотехнологичных компаний и органов государственной власти.

Открыла семинар-конференцию пленарная сессия, в которой приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, ректор СПбПУ, вуза – участника Проекта 5-100, академик РАН Андрей Рудской, старший вице-президент Российского экспортного центра Игорь Жук, генеральный директор Холдинга «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» Кирилл Соловейчик, директор по инновационному развитию ПАО «ОДК-Сатурн» Дмитрий Иванов и проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина.

В рамках дискуссии были затронуты такие темы, как роль университетов в реализации национальных проектов, подготовка кадров для современной цифровой экономики, реализация научно-технических, научно-образовательных и инфраструктурных проектов при взаимодействии ведущих университетов, научных организаций, крупных высокотехнологичных предприятий и региона, а также актуальные вопросы повышения конкурентоспособности российской высшей школы на международной арене.

Модератором панельной дискуссии выступил Владимир Княгинин. В своем вступительном слове он отметил, что в настоящее время в Проекте 5-100 участвуют три вуза из Санкт-Петербурга и выразил надежду, что при следующем отборе участников Проекта в 2020 году, в состав группы вузов – участников Проекта 5-100 войдет больше университетов из Северной столицы.

Говоря об опыте трансформации СПбПУ в контексте его участия в Проекте 5-100, Андрей Рудской отметил: «Это системная программа, которая в корне меняет образ университета, психологию и мировоззрение сотрудников, а также формирует видение развития вузов для тех, кто пока еще не вошел в Проект 5-100. – И здесь главное – не строчка в рейтинге. Миссия вузов – участников Проекта 5-100 – оказывать системное влияние на образовательную, научную, промышленную и экономическую среду нашего государства». На семинаре-конференции в ходе обсуждения актуальных трендов развития высшего образования эксперты сошлись во мнении, что современный университет должен быть ориентирован на обеспечение опережающей подготовки кадров для отраслей российской экономики по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, создание новых технологий, реализацию инновационных решений, наиболее эффективно отвечающих на большие вызовы, и осуществление передовых научных исследований, результаты которых будут востребованы бизнесом и промышленностью.

Среди важных направлений развития и выстраивания университетами научно-технологических и индустриальных партнерств экспертное сообщество выделило такие аспекты, как создание и запуск индустриально-ориентированных адаптивных образовательных программ, расширение существующих форматов взаимодействия с индустриальными партнерами и внедрение лучших практик вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность.

О важности формирования эффективной системы коммуникаций в области науки и повышении восприимчивости экономики к инновациям говорили и на пленарной сессии, и на круглых столах. В настоящее время заложенные в национальных проектах механизмы поддержки и мотивации призваны способствовать росту заинтересованности со стороны бизнеса и госкомпаний в участии в научных проектах и программах вузов. Однако, как подчеркивали эксперты, у бизнеса должна быть реальная возможность получать информацию из открытых источников об исследованиях и разработках, которые проводятся сейчас и в которые можно будет инвестировать средства.

Участники круглого стола «Рейтинги и наукометрия» отдельное внимание уделили подходам к использованию наукометрических показателей при оценке реализации федеральных проектов и деятельности вузов и научных организаций. В своем докладе «Российские университеты на старте реализации национального проекта «Образование»: рейтинговые и наукометрические показатели» Надежда Полихина, и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр», руководитель Проектного офиса Проекта 5-100, рассказала о показателях публикационной активности и позициях российских вузов в мировых университетских рейтингах. Позиции российских вузов в мировых рейтингах важны в рамках реализации национального проекта «Образование». В соответствии с национальным проектом каждый университет, получающий господдержку в целях повышения глобальной конкурентоспособности, должен обеспечить по крайней мере вхождение не менее двух лет подряд в топ-1000 глобальных институциональных рейтингов, а также в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого глобального рейтинга. По словам Н. Полихиной, часть российских вузов уже сейчас демонстрируют устойчивое вхождение в ведущие мировые рейтинги. В настоящий момент в топ-1000 международных институциональных рейтингов не менее двух лет подряд входят 24 российских вуза, в топ-200 предметных и/или отраслевых рейтингов – 15.

Семинары-конференции Проекта 5-100 проводятся ежеквартально и направлены на содействие реализации программ повышения конкурентоспособности ведущих вузов через обмен опытом, обсуждение наиболее успешных кейсов и актуальных вопросов развития университетов, анализ достигнутых результатов, а также распространение опыта и лучших практик ведущих университетов Проекта 5-100 на другие вузы страны и повышение компетенций сотрудников всех российских вузов.

XXVIII семинар-конференция Проекта 5-100 состоится в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) 17–18 сентября 2019 года.

Источник