Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Статьи и обзоры

Четыре ступени большой вертикали: государство – учитель – родители – ученики

Когда был дан старт Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, государство определило своеобразные «реперные точки» внедрения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

29.01.2016

Когда был дан старт Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, государство определило своеобразные «реперные точки» внедрения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Одной из них стала стратегическая задача развить государственно-общественное управление образованием.

Что это означает, кто и как будет это делать на местах? Если коротко, то суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества для решения проблем обучения, воспитания и развития детей. Ведь современное образование не может быть замкнутым и самодостаточным - оно должно быть открытым.

Но кто должен обеспечить действие этого принципа? Конечно, все мы вместе: государство, учитель, родители и сами ученики. И этим «четырем китам» нужно научиться по-новому управлять современной школой.

Вот эту-то миссию - «научить управлять» - в нашем крае взял на себя Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (СКИРО ПК и ПРО). Где и как все происходило — об этом читайте в обзоре, подготовленном корреспондентом «Вечерки».

Как учились, чего достигли?

Ставропольский край вошел в число субъектов Российской Федерации – победителей конкурсного отбора по реализации в 2011 - 2015 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования в направлении «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Все четыре года реализация мероприятий ФЦПРО шла в рамках Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Ставропольского края. А субсидировалось это дело из средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края.

Вот так и стал Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Федеральной стажировочной площадкой по развитию государственно-общественного управления образованием.

Только на первом этапе программы (в 2011 - 2013 годах) институт обучил 2367 человек. В их числе 1327 человек из Дагестана, Карачаево-Черкесской Республики, Калмыкии, Кабардино- Балкарской Республики, Амурской и Новосибирской областей. А «свои» 1040 человек прибывали на учебу из 34 муниципальных образований Ставрополья.

Для создания общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов восемь человек прошли стажировку в Федеративной Республике Германия. Прибавьте к этому обучение «дошкольной» составляющей, ведь для формирования моделей государственно-общественного управления в детсадах тоже нужна была подготовка кадров. По специальной программе было обучено 70 тьюторов.

Для усиления практико-ориентированной направленности обучения к работе Федеральной стажировочной площадки были привлечены базовые образовательные организации — школы и детские сады.

Нужна была и учебно-методическая основа: для этого разработаны учебно-методические комплексы в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования края и субъектов РФ; обобщены методические материалы по опыту работы базовых образовательных организаций, которые представлены в сборниках по семи направлениям деятельности стажировочной площадки. А еще прошли пять научно-практических конференций по актуальным вопросам развития системы образования, в которых в общей сложности приняли участие 542 работника отрасли из Ставропольского края и других регионов страны.

По итогам этой работы сняты три фильма, и в результате деятельность Федеральной стажировочной площадки на Ставрополье была отмечена грамотой Министерства образования и науки РФ.

В 2014-2015 учебном году Федеральная стажировочная площадка работала по теме «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной образовательной организации». В ее состав вошли всего 37 базовых образовательных организаций, из них - 25 общеобразовательных, девять дошкольных и три государственных. Обучение руководящих и педагогических работников школ и детских садов края шло по программам курсов повышения квалификации, практико-ориентированная направленность которых составляет 80 процентов учебного времени - за счет проведения стажировок в базовых образовательных организациях.

Только в 2015 году повысили квалификацию 150 педагогов общеобразовательных организаций Ставропольского края. Проведены стажировки в 10 базовых образовательных организациях - школах Буденновска, Пятигорска, Невинномысска, Георгиевска, 34-й школе и 8-м лицее Ставрополя, в школах Красногвардейского, Кочубеевского, Изобильненского и Грачевского районов.

В уходящем году 300 педагогов детсадов края тоже повысили свою квалификацию. Было организовано 20 выездов в базовые дошкольные образовательные учреждения. Стажировки прошли на базе трех детских садов Ставрополя, Невинномысска, Пятигорска и детских садов Кочубеевского, Красногвардейского и Новоалександровского районов. Прошли и выездные курсовые мероприятия в Республике Калмыкия и Кабардино-Балкарской Республике, на которых повысили профессиональную квалификацию более 200 педагогических работников.

Проведение курсовых мероприятий в 2015 году с применением дистанционных образовательных технологий тоже немало способствовало развитию модели сетевого взаимодействия. В рамках деятельности стажировочной площадки по вопросам государственно-общественного управления повысили квалификацию 876 педагогов из разных регионов Российской Федерации (Свердловской, Новосибирской, Ивановской, Воронежской, Тамбовской, Саратовской областей, Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа).

В рамках деятельности стажировочной площадки завершена работа II этапа ВНИКа по Проекту внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель) по дифференцированным профилям «Начальное образование», «Дошкольное образование». Изданы методические рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях с учетом результатов апробации стандарта.

В рамках независимой оценки деятельности стажировочной площадки в 2014-2015 годах были проведены мониторинги с привлечением внешних экспертов по развитию государственно-общественного управления образованием в Ставропольском крае.

Про «РСМ» и «Вкус жизни»: чем еще богата 30-я школа Пятигорска?

В 2011 году 30-я школа Пятигорска стала базовой образовательной организацией по направлению «Государственно-общественное управление как стратегическое направление развития современной школы» в рамках реализации в 2011 - 2015 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В работе Федеральной стажировочной площадки в 2013 году приняли участие 160 человек из разных районов и городов нашего края, в 2014 году - 100, в 2015-м – 25 слушателей. В рамках обобщения и распространения опыта работы стажировочной площадки представители рабочей группы школы приняли участие в выездных семинарах-конференциях в Пятигорске, Ставрополе, Черкесске и Элисте.

Целью стажировочной площадки стало развитие профессиональной компетентности директоров школ. И пятигорская «тридцатка» умело показывала свой опыт организации самоуправления.

Какой он? Для коллектива МБОУ СОШ № 30 основным стратегическим направлением стала разработка и внедрение модели государственно-общественного управления образовательной системой школы. Каждая вертикаль этой модели отражает системы работы каждого органа: педколлектива, учеников и родительской общественности. В школе созданы и стабильно работают Управляющий совет школы, Совет школы, Методический совет, Малая академия наук, Первичная ячейка «Российский Союз молодежи», Волонтерское движение и Отряд ЮИД.

Такая модель позволяет включить в управление школой всех участников образовательного процесса. Между ними сложилась целостная система взаимодействия, включающая в себя административный, общественно-профессиональный, общественный, и ученический «ресурсы». А принцип взаимодействия строится на трех «китах»: демократичность, открытость, социальная активность. Нормативной базой является Устав, локальные акты школы. Управляющий совет школы - это форма реального участия общественности в жизни образовательного учреждения. Он был создан в 30-й школе в 2011 году как орган, ответственный за управление и принятие стратегических решений, за защиту интересов всех участников образовательного процесса. Совет - коллегиальный орган, и это позволяет не только принимать решения по вопросам развития школы, но и расширяет возможности внебюджетного финансирования школы и развития системы стимулирующего характера оплаты труда учителей.

Наиболее удовлетворяющей положению «школа для учащихся» является вертикаль ученического самоуправления. Совет школы решает наиболее важные для учащихся проблемы: школьная форма, будни, основные требования, праздники. При этом на расширенное заседание приглашается директор школы и обсуждение ведется в формате «100 вопросов к директору».

Одним из важнейших органов самоуправления в интеллектуальной сфере деятельности школы является Малая академия наук (МАН). Среди задач МАН - раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской работе, развитие исследовательских умений и навыков и творческой активности учащихся, создание условий для развития творческого теоретического и логического мышления, создание научно-исследовательского детско-взрослого сообщества как условия вхождения в мир науки, организация деятельности Малой академии наук как средства самореализации одаренного человека.

Общественно значимой деятельностью занимаются школьные «первички»: «Союза молодежи Ставрополья» (региональное отделение Российского Союза молодежи) и «Молодой гвардии» (молодежное крыло «Единой России»). Проведение социальных акций, обсуждение, определение и внедрение принципов молодежной политики - это важно и интересно. Члены первичных ячеек – старшеклассники, занимающиеся общественной деятельностью на городском, региональном и краевом уровнях.

А волонтерская команда «Вкус жизни» занимается пропагандой здорового образа жизни, профилактической работой, направленной против вредных привычек. Деятельность волонтеров можно назвать эффективной не только в рамках школы, но и на уровне города и края. К примеру, в 2012 году ребята стали победителями городского смотра-конкурса «Умей сказать НЕТ!», в 2013 году – победителями городского конкурса социальных плакатов. Проект был отправлен на Всероссийский конкурс.

Так что реализацию модели государственно-общественного управления в МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска можно считать успешной и перспективной.

И вот совсем недавние новости: 16 декабря на базе МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска прошла очередная стажировочная площадка — на сей раз по темам «Модель оценки качества деятельности образовательной организации», «Модель внедрения профессионального стандарта педагога в образовательной организации». О развитии системы государственно-общественного управления школой рассказала директор О. А. Костина. С основными путями разработки и реализации модели внедрения профессионального стандарта педагога в образовательное пространство МБОУ СОШ № 30 познакомила слушателей И. А. Шапиро, замдиректора по учебно-воспитательной работе. Административный корпус пятигорской «тридцатки» представили замдиректора по УВР И. Р. Аванесова и Е. И. Коренец. Они говорили об опыте работы школы в направлении «Оценка качества деятельности МБОУ СОШ № 30 (метод моделирования)».

Слушатели стали участниками ток-шоу «Актуальные вопросы школьной политики и пути их решения», которое вела призер профессионального конкурса «Воспитать человека - 2014» В. А. Воднева. Площадка закончилась мастер-классом «Совместная деятельность уполномоченного по правам ребенка и педагога-психолога в системе управления общественно-индивидуальными процессами в школе», который провели Н. В. Малкова, уполномоченный по правам ребенка МБОУ СОШ № 30, и А. И. Емельянова, педагог-психолог школы № 30 г. Пятигорска.

Специальная школа — доступная среда

Об ЭТИХ школах обществу лучше ничего не знать или знать поменьше — так думали мы каких-нибудь 10-15 лет назад. Но и «специальную» школу можно органично «вписать» в общество. И даже создать в ней вполне отвечающее духу и букве «Нашей новой школы» государственно-общественное управление.

Тем более что в Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Это значит, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением самих учеников, их родителей и педагогов. Вот почему и в государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении - школе № 33 города Ставрополя - есть своя модель управления, имеющая четыре основных направления: обучающиеся, родители, педагоги и общественность.

- Систему детского самоуправления выстраиваем с начальной школы, учитывая особенности детей, имеющих нарушения интеллекта, - говорит Е.В. Овсянникова, зам. директора по УВР 33-й школы. - Мы уделяем особое внимание развитию общественных детских объединений патриотической и экологической направленности.

На протяжении многих лет в школе плодотворно работали Общешкольный и классные родительские комитеты, Попечительский совет, Совет родителей. Расширение форм системного активного общественного участия родителей в жизни школы позволяет поддерживать и реализовывать лучшие родительские инициативы, направленные на обеспечение открытости образования, повышения качества образовательных услуг, улучшение здоровьесберегающей, коррекционно-образовательной и воспитательной среды.

Важным органом ГОУ в школе является и педсовет, как постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников в полном его звучании – педагогический совет, на котором выносится проблемная ситуация, ведется диалог между субъектами, используются форматы на основе «мозгового штурма», работы проблемных групп. Есть и другие — нестандартные - организационные схемы обсуждения самых разных вопросов.

Педсовет является площадкой, на которой выверяются возможные модели устройства школьной жизни. Органом самоуправления является и общее собрание трудового коллектива, в состав которого, кроме педагогов, входят технический персонал и профсоюзный комитет.

Опыт работы по общественно-государственному управлению образованием позволил нашей образовательной организации участвовать в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования: «Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием». Школа № 33 стала базовой образовательной организацией по направлению «Модель реализации государственно-общественного управления через социальное партнерство» по теме «Роль социального партнерства в реализации государственно-общественного управления образованием в коррекционном образовательном учреждении».

- В уходящем году, - продолжает Елена Викторовна, - на базе нашей школы прошли стажировку 32 руководителя и заместители руководителей образовательных учреждений, 41 педагог.

Целью базовой образовательной организации стало повышение профессиональной компетентности слушателей по разработке и реализации моделей социального партнерства в коррекционном образовательном учреждении. Участники стажировки познакомились с развитием системы ГОУ школой в условиях реформирования законодательства об образовании; основными путями разработки и реализации модели социального партнерства в образовательное пространство школы; моделью социального партнерства в специальном коррекционном образовательном учреждении (из опыта работы); с реализацией модели социального партнерства на примере своего образовательного учреждения; с совместной деятельностью педагогов и родителей как составляющей частью модели социального партнерства.

Руководитель, организатор и специалисты базовой стажировочной площадки (шесть человек) прошли курсы повышения квалификации по теме «Теоретические и практические аспекты современной организации государственно-общественного управления образованием как фактора повышения качества образования: управляющий совет, виртуальные переговорные площадки» (в объеме 72 часов)...

Вот такой опыт двух школ — пятигорской № 30 и ставропольской № 33 — на самом деле не такая уж новинка или «находка». Просто они стали примером (но ни в коем случае не моделью, которую непременно надо копировать!) оптимальной работы целостной системы государственно-общественного управления образованием (ГОУ). В этом смысле миссию, которую в свое время взял на себя Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, можно считать выполнимой и выполненной. Хотя эта работа — учить кадры, повышать их уровень - для СКИРО ПК и ПРО, надо надеяться, не закончится никогда!

Сейчас в 33-й школе обучаются 239 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. В школе скомплектовано 20 классов со средней наполняемостью 12 человек, а также 20 групп продленного дня. Дети обучаются в школе 9 лет. С 1997 года открыт 10-й профессиональный класс с углубленной трудовой подготовкой, дающий возможность повышения уровня профессионально-трудовой подготовки и работы на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания населения.

Основными направлениями учебно-воспитательного процесса в школе являются коррекционная работа, социально-бытовая ориентировка и профессионально-трудовая подготовка.

Коррекционная деятельность складывается из медико-педагогической, логопедической, психологической и социальной работы. Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих наиболее полной социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

За девятилетний период обучения наши воспитанники получают элементарную образовательную подготовку, овладевают навыками и умениями, дающими им возможность самостоятельно трудиться и адаптироваться в обществе. Для этого в школе созданы все необходимые условия: оборудованы три швейные и три столярные мастерские.

По окончании 10-го класса с углубленной трудовой подготовкой учащиеся получают 1-й и 2-й квалификационный разряды по специальности «Швея» и «Столяр строительный (плотник)». С 2001 года на базе Политехнического колледжа № 1 была открыта группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, где выпускники нашей школы продолжают свою профессиональную подготовку.

Продуктивно работает и социально-психологическая служба школы, тем более что социальный состав воспитанников достаточно сложен. В школе обучаются 140 детей-инвалидов, 53 ребенка из неполных семей, 58 детей из малообеспеченных семей, 25 детей из многодетных семей, 10 детей, оставшихся без попечения родителей, и 10 опекаемых детей.

Диагностика, коррекция воспитания и обучения детей, индивидуальная работа с ребятами помогают им чувствовать себя полноценными членами общества. Большое внимание уделяется здоровью учащихся. В школе разработан охранительный педагогический режим, предусматривающий деловой, спокойный и привычный для учащихся распорядок дня, способствующий укреплению нервной системы, предотвращению переутомления; созданы группы лечебной физической культуры, введен 3-й час урока физической культуры, в группах продленного дня предусмотрены подвижные игры на свежем воздухе.

Созданию условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью способствует высококвалифицированный педагогический коллектив образовательной организации. Штат школы состоит из 66 педагогических работников, 55 из которых имеют высшее образование, два человека имеют среднее специальное образование, девять педагогов обучаются в высших учебных заведениях: 50 процентов педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 13 человек награждены знаками «Почетный работник общего образования РФ» и «Отличник просвещения РФ», двое имеют научную степень кандидата педагогических наук. В 2014-2015 учебном году 21 педагог школы прошли кратковременные курсы повышения квалификации в СКИРО ПК и ПРО по теме: «Теоретические и практические аспекты психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта»; 14 педагогов прошли обучение в очно-дистанционной форме по теме: «Доступная среда» (г. Москва); 4 педагога повысили свою квалификацию самостоятельно. За 2014-2015 год повысили свою квалификацию 49 педагогов — большая часть коллектива.