Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Статьи и обзоры

Министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова: «Качественное образование нужно всем детям без исключения»

Начался новый учебный год. И каждому ребенку должны быть созданы условия для качественного образования, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями. Каждый десятый школьник Хабаровского края имеет ограниченные возможности здоровья. С 1 сентября 2016 года в России вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС) именно для таких детей.

02.10.2015

Начался новый учебный год. И каждому ребенку должны быть созданы условия для качественного образования, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями. Каждый десятый школьник Хабаровского края имеет ограниченные возможности здоровья. С 1 сентября 2016 года в России вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС) именно для таких детей.

Он предусматривает инклюзивное образование, то есть обеспечение равного доступа к учебе для всех школьников с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Теперь обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано не только в отдельных классах, группах или специальных организациях, но и в обычных школах. Родители могут сами выбирать, куда пойдет учиться их ребенок.

Хабаровский край не новичок в этом серьезном вопросе. Здесь уже полтора года проходит апробация федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выбор нашего края в качестве пилотного не случаен, готовность организаций к внедрению новшеств достаточно высокая и многие имеют опыт инновационной деятельности.

Активно ведется работа по созданию безбарьерной среды, совершенствованию материально-технической и кадровой базы, обновлению содержания образования.

О том, что уже достигнуто и что планируется сделать в этом направлении, рассказывает министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.

- Алла Геннадьевна, где в настоящее время учатся дети с ограниченными возможностями?

- Всего в общеобразовательных школах края обучаются более 10 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. У них есть возможность получать образование как совместно с другими детьми в общеобразовательных классах - это почти 6 тысяч школьников, так и в отдельных специально организованных классах по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучаются 3,5 тысячи детей.

Практически в каждой школе Хабаровского края осуществляется инклюзивное образование; в 20 школах созданы специальные условия для реализации адаптированных основных образовательных программ; развивается служба психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая одну центральную и 16 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, три центра для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в каждом учреждении, как в детском саду, так и в школе, есть психолого-медико-педагогические консилиумы.

- В каких муниципальных районах работают специальные образовательные организации для детей с ограниченными возможностями здоровья?

- Такие организации есть практически во всех районах края. Так, для обучающихся с умственной отсталостью существуют учреждения в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Бикине, Вяземском, Николаевске-на-Амуре, Советской Гавани, Ванино, Переяславке, п. Березовый, с. Пивань.

Детей с задержкой психического развития принимают школы в Амурске, Николаевске-на-Амуре. В Хабаровске почти 50 лет работают школы-интернаты для глухих и слабослышащих; для слепых и слабовидящих детей. Также есть школа в Комсомольске-на-Амуре для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме того, услуги психолого-педагоги¬ческого сопровождения оказывают детский краевой центр охраны и развития зрения, центр реабилитации слуха и речи СУВАГ, краевой центр помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

- Как реализуется государственная программа «Доступная среда»?

- С 2011 года министерство образования и науки края участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

За это время создана универсальная безбарьерная среда в 104 муниципальных общеобразовательных организациях края на общую сумму 201,4 млн. рублей, в том числе 106,9 млн. рублей из федерального бюджета. В 2015 году реализация мероприятий будет продолжена еще в 10 школах.

На ремонт зданий, в которых учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, направлено 14,2 млн. рублей. Созданы условия безбарьерной среды в четырех профессиональных образовательных организациях.

В 2015 году запланировано провести мероприятия в пяти учреждениях. В рамках программы установлены пандусы, расширены дверные проемы, подготовлены помещения для специализированного реабилитационного оборудования, установлены поручни в рекреациях, обеденных залах, отдельных туалетных комнатах для инвалидов, оборудование для сенсорных комнат, предназначенных для психологической и физиологической разгрузки детей-инвалидов, специализированные игровые комплексы, реабилитационное оборудование и мягкая мебель.

- Какие новшества произошли в образовательной среде в связи с апробацией федеральных государственных стандартов образования?

- Изменились подходы к содержанию и объему освоения программ образования (стандарт предусматривает 4 варианта образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения);

- определены четкие требования к уровню подготовки педагогических кадров и узких специалистов;

- установлены отдельные требования к специальным условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт отражает социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которые, в свою очередь, являются ориентирами для специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.

Особая роль в содержании стандарта для обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития отведена усвоению жизненных компетенций, освоению форм социального поведения, принятых в семье и гражданском сообществе. А также социализации обучающихся, их дальнейшему профессиональному самоопределению и трудоустройству.

Поэтому уже сегодня в коррекционных организациях Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Вяземского, Бикина успешно реализуется профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки для умственно отсталых детей.

Это позволяет выпускникам приобрести знания по профилям рабочих специальностей: столяр, обувщик по ремонту обуви, младший обслуживающий персонал, штукатур, маляр, швея, овощевод, животновод, получить свидетельство с присвоением соответствующего уровня квалификации (2-3 разряда) и найти работу на предприятиях региона.

- Как информационные технологии помогают учиться детям-инвалидам?

- В крае всем детям-инвалидам (а это 811 человек), которым показано получение образования на дому и которые не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером, предоставляется такая возможность.

За счет средств краевого бюджета функционирует краевая система дистанционного обучения. Автоматизированные рабочие места детей-инвалидов и педагогов оснащены компьютерным оборудованием и подключены к Интернету.

При Хабаровском краевом институте развития образования создан и успешно работает Краевой центр дистанционного образования детей. В 2014-2015 учебном году при помощи дистанционных технологий обучалось 150 детей-инвалидов. На реализацию мероприятий израсходовано 10,5 млн. рублей.

- Готов ли Хабаровский край к повсеместному введению ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями развития? - Разработан план введения ФГОС для детей с ОВЗ как на региональном уровне, так и в каждом муниципалитете. Продолжается работа по созданию необходимых условий обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и обеспечивается равный доступ к получению качественного образования для всех детей в зависимости от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, психических и физических возможностей.