Статьи и обзоры

Результаты апробации мониторинга цифровой трансформации школ: анализ цифровой инфраструктуры

В январе-феврале 2020 года 39 общеобразовательных организаций из 13 субъектов Российской Федерации стали участниками апробации мониторинга цифровой трансформации школ, которую провели специалисты Высшей школы экономики.

26.03.2020

В январе-феврале 2020 года 39 общеобразовательных организаций из 13 субъектов Российской Федерации стали участниками апробации мониторинга цифровой трансформации школ, которую провели специалисты Высшей школы экономики.

Школы, участвовавшие в апробации, можно разделить на три группы: с низким уровнем охвата школьников программами углубленного изучения предметов (менее 1%), со средним уровнем охвата (от 1% до 15%) и с высоким уровнем охвата (больше 15%).

alt

Рисунок 1 – Сравнение значений индексов показателей, характеризующих цифровую инфраструктуру школ, участвовавших в апробации, с разной долей школьников, обучающихся по программам углубленного уровня

С точки зрения охвата школьников программами углубленного изучения предметов возникает вопрос о причинах отставания по многим инфраструктурным показателям школ, в которых более 15% детей осваивают программы повышенного уровня. В некоторых школах-участниках апробации доля таких детей более 90%. Низкая доступность интернета и отсутствие в немаленькой (423 чел.) школе ассистивных технологий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (рисунок 2) – могут рассматриваться как показатели неравенства в доступности к качественному образованию для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями.

alt

Рисунок 2 – Значения индексов показателей, характеризующих цифровую инфраструктуру школы с высокой долей обучающихся, углубленно изучающих отдельные учебные предметы, в сравнении со средними по выборке

Значения показателей удивительно равномерно распределены между сельскими и городскими школами. Небольшое отставание наблюдается только по доступности и использованию общепользовательских инструментов, сервисов, ресурсов. По остальным показателям доступности цифровых инструментов, сервисов и ресурсов сельские школы-участники апробации практически ничем не отличаются от городских.

Ситуация с электронными учебниками выглядит совсем плохо. Низкий уровень доступности электронных учебников, даже бесплатных, подтверждается и другими расчетами на основе данных федерального статистического наблюдения.

Кроме того, в стране по-прежнему остается большое количество школ с низкой скоростью интернета. Во многих из них скорость такова, что скачивание одного электронного учебника, например, по физике, занимает 1-2 рабочих дня.

В отличие от инструментов учебного назначения уровень доступности инструментов для решения управленческих задач гораздо выше. По некоторым показателям в разы выше (рисунок 3). Среди инструментов управления школой ожидаемо лидируют электронные дневники и журналы, реже используется электронное расписание и информационные системы управления. Также ожидаемо, что последние два инструмента: электронное расписание и информационные системы для управления школой, гораздо реже доступны в маленьких школах.

alt

Рисунок 3 – Средние по выборке значения индексов индикаторов, характеризующих доступность инструментов и сервисов для решения задач управления школой

Особого внимания при оценке доступности различных цифровых инструментов заслуживают общепользовательские сервисы и ресурсы.

Отставание сельских школ по отдельным индикаторам, характеризующим этот показатель, можно увидеть на диаграмме (рисунок 4). Внутренний портал имеется у 10 (это чуть более  четверти) обследованных школ. Причем из них 3 сельских и 7 городских.

Возможно, что в небольших сельских школах он и не нужен, также как использование мессенджеров. При этом данные, полученные в ходе апробации, показывают более высокий интерес сельских школ к использованию социальных сетей.

alt

Рисунок 4 – Средние по выборке значения индексов индикаторов, характеризующих доступность и использование общепользовательских инструментов, сервисов, ресурсов в городских и сельских школах

Взывает серьезные вопросы относительно невысокая доступность в сельских школах редакторов и программ для работы с текстами, диаграммами, рисунками. При этом универсальные онлайн-сервисы в данных сельских школах также доступны, как и в городских.

С полной версией материалов, подготовленных по результатам пилотного мониторинга трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне, можно ознакомиться на сайте http://цифровизацияшкол.рф