Статьи и обзоры

Цикл статей о победителях конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году в субъектах Российской Федерации. Часть 1

Развитие системы образования – один из ключевых ориентиров государственной политики Российской Федерации. Поиск и выявление педагогов, достойных звания лучших, подтверждающих достижениями учеников значимость своих разработок, становится целью достаточного количества конкурсных мероприятий, проводимых на различных уровнях системы образования Российской Федерации.

28.11.2018

Развитие системы образования – один из ключевых ориентиров государственной политики Российской Федерации. Поиск и выявление педагогов, достойных звания лучших, подтверждающих достижениями учеников значимость своих разработок, становится целью достаточного количества конкурсных мероприятий, проводимых на различных уровнях системы образования Российской Федерации.

В число таких конкурсов входит и конкурс на получение денежного поощрения «Лучшие учителя», который ежегодно проводится в субъектах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.01.2010 № 117 «О денежном поощрении лучших учителей».

2018 год не стал исключением. Конкурсной комиссии пришлось довольно непросто определить победителей, ведь каждый представленный на конкурс комплект документов – дело всей жизни претендента. За каждой страницей – кропотливый труд, нелегкий путь от теории педагогики до блеска горящих интересом глаз, от детского «Не хочу, не могу, не буду!» до слов благодарности выпускников и признания коллег.

Кто же они, эти герои у школьной доски?

Мы предлагаем познакомиться с ними поближе, открывая цикл статей о победителях конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году в субъектах Российской Федерации.


Часть 1. Слово, дебаты, технология


Тетерко Юлия Александровна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с. Осиновая Речка Хабаровского муниципального района Хабаровского края

alt

Успешные ученики и их отличные результаты экзаменов

Тетерко Юлия Александровна один из самых молодых победителей конкурса. Методическая разработка Юлии Александровны представлена авторским дидактическим материалом – электронным пособием по подготовке к экзамену по литературе в форме ЕГЭ. Уникальность заключается в том, что дидактический материал является мультимедийным, а это очень нравится обучающимся. Именно поэтому интерес к данному пособию постоянно возрастает, что положительно отражается на подготовке к ЕГЭ по литературе. Пособие состоит из теоретических сведений и практической части, в которой учителем предложен разбор отдельных заданий, а также перечень общих рекомендаций (инструкция к экзамену, демоверсия, перечень художественных произведений для прочтения, правила заполнения бланков). Данная разработка может использоваться учителем на уроках литературы и элективных занятиях, а также самостоятельно учащимися 11 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе. Электронное пособие будет полезно и ученикам других классов, так как в него вошли материалы, которые начинают изучаться с 5 класса.

Взлетная полоса для начинающих журналистов

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность. Юлия Александровна является организатором кружка «Начинающий журналист», для которого она разработала рабочую программу и руководителем школьного печатного издания «Вzлетная полоса». Редакция газеты ежемесячно выпускает 1 журнал, в котором освещает районные и школьные события.

ЮАнаучит

В организации образовательного процесса Юлия Александровна широко использует дистанционные образовательные технологии, проводя дистанционные консультации и реализуя дистанционный образовательный проект под названием «ЮАнаучит» в социальной сети «Instagram». Каждую субботу Юлия Александровна в прямом эфире обучает подписчиков русскому языку, проводит подробный разбор правил русского языка, отвечает на вопросы, а также ведет подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Результативность опыта

Результативность и эффективность применения авторского подхода подтверждается результатами успеваемости и качества обученности учащихся. Так, в 2016-2017г.г., при 100% успеваемости средний балл по русскому языку у учеников Юлии Александровны составил 4,4 балла, а по литературе - 4,7. При этом качество знаний в отдельных классах достигает 90% по русскому языку и 100% по литературе.

Результаты учебных достижений учеников Юлии Александровны отражены и в их активном и результативном участии во Всероссийской олимпиаде школьников: каждый год ученики Юлии Александровны становятся победителями муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников, показывают высокие результаты в краевом этапе олимпиады.


Насонова Екатерина Афанасьевна

МБОУ кадетской  школы №1 имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровска

Учитель обществознания

alt

Екатерина Афанасьевна преподает обществознание и право в старших классах школы оборонно-правового профиля. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения к явлениям социальной жизни, поиска созидательных способов жизнедеятельности, поэтому как в урочной, так и во внеурочной деятельности Екатерина Афанасьевна использует различные формы и методы развития позитивной социализации и гражданственности обучающихся.

Дебат-клуб

Екатерина Афанасьевна в течение двух лет ведет работу в дебат-клубе «Кристалл», созданном по запросу учащихся. Работа клуба организована как продолжение обсуждения проблем рассматриваемых на уроках обществознания и права, так и расширение проблемного поля социально-значимых явлений в неформальной обстановке. Дебат-клуб «Кристалл» стал интегрирующей формой участия обучающихся в неформальных объединениях. Объединяющим фактором является интерес к предмету и желание выразить свою позицию к политическим и общественным событиям.

Используемая Екатериной Афанасьевной образовательная технология «Дебаты» позволяет формировать ключевые умения, связанные с культурой спора. Умение доказывать свою точку зрения важно безотносительно к какому-либо предмету, так как умение обсуждать проблему с разных сторон, аргументировать точку зрения, достойно реагировать на мнение оппонентов необходимо в любой сфере деятельности, на разных уровнях жизни – бытовом, деловом, профессиональном.

Дебаты как игра

«Дебаты» – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Мастерство публичной речи – непреходящая ценность, существовавшая еще в античности и сохранившаяся до сих пор.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена высоким уровнем мотивации. Дебаты как развивающая технология помогает личностному развитию участников программы: расширение общекультурного кругозора, развитие интеллектуальных способностей, развитие исследовательских и организационных навыков и гражданской активности.

Результативность опыта

Прогнозируемые результаты связаны с решением поставленных задач и заключаются в овладении обучающимися определенными компетенциями в ведении дискуссии, полемики, овладении определенными форматом дебатов, работе в команде, создании системы аргументов и контраргументов, работе с вопросами, способами применения технологии в различных видах деятельности.

Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Успехи учеников Екатерины Афанасьевны впечатляют: при 100% успеваемости средний балл по дисциплинам педагога достигает 4,56, а качество знаний – от 94 до 100%.

alt


Терентьев Сергей Андреевич

АОУ №1 г. Долгопрудного

Преподаватель технологии

Формирование технологической грамотности

Предмет Сергея Андреевича имеет большое влияние на профессиональную ориентацию учеников, приобретение ими навыков трудовой деятельности, на их умение применять информационные технологии в образовательных целях, на развитие их интеллектуального и творческого потенциала.

Методическая система учителя охватывает несколько учебных предметов (технология, информатика, робототехника). Собственная методическая система учителя строится на развитии межпредметных связей технологии, физики, химии, робототехники и информатики при обучении учащихся 5-7 классов. Она представляет собой комплексную систему, направленную на улучшение эффективности технологической подготовки школьников, и, как следствие, повышение их качества знаний и уровня образованности. Активно используя разнообразный педагогический инструментарий и тщательно отобранные образовательные ресурсы, педагог повышает мотивацию к обучению и развитию школьников.

Новатор внеурочной деятельности

Благодаря усилиям педагога впервые в городе в общеобразовательной школе детям предоставлена возможность заниматься робототехникой. При сотрудничестве с городским центром детского творчества такую возможность на базе школьной мастерской имеют и учащиеся других школ. Активность участия учеников в кружках, которыми руководит Сергей Андреевич, постоянно растет.

Возможности внеурочной деятельности педагог широко использует для индивидуальной работы как с одаренными детьми (занятия по робототехнике, подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников), так и с детьми с девиантным поведением (занятия в кружке «Умелые руки»). Все творческие объединения, руководимые Сергеем Андреевичем, проводят совместные технические выставки в школьном музее.

Инновационные технологии

В организации образовательного процесса Сергей Андреевич использует широкий спектр передовых методов и технологий, каждый из который имеет свою цель применения, а их комплексное использование делает образовательный процесс эффективным и увлекательным для учеников.

Система дифференцированного обучения (бригадный метод, индивидуальная работа, коллективная работа с постановкой индивидуальных задач) создает условия для развития индивидуальных особенностей ученика, что приводит к повышению интереса к предмету, мотивации к ручному труду у учащихся.

К наиболее эффективным информационным технологиям, используемым педагогом, следует отнести онлайн-тестирование с использованием облачных сервисов, электронное обучение и компьютерные технологии с применением ЦОР.

Результативность опыта

Учащиеся Сергея Андреевича имеют устойчивые положительные результаты по предмету. Наблюдается динамика роста качества знаний, высокий процент сохранности результатов. Это стало возможным благодаря использованию современных педагогических технологий.

Постоянно растет качество знаний учеников Сергея Андреевича, что подтверждается увеличением процента учащихся, подтвердивших или повысивших годовую отметку в ходе годовой и итоговой аттестации

За последние 3 года учителем подготовлены 4 победителя и 10 призеров муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по технологии, 36 победителей и призеров творческих конкурсов различных уровней.

alt