Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Статьи и обзоры

О проведении конкурса на получение денежного поощрения «Лучшие учителя» в 2018 году

Традиционно конкурс является мероприятием, которое проводится с целью определения лучших из лучших. Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, проводимый в 2018 году (далее - Конкурс), стал не просто мероприятием подобного класса, а ядром серии мероприятий, реализация которых позволила провести глубокий анализ состояния кадрового обеспечения современных школ и разработать ряд документов, определяющих процедуру проведения конкурса в будущем.

27.11.2018

Традиционно конкурс является мероприятием, которое проводится с целью определения лучших из лучших.

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, проводимый в 2018 году (далее - Конкурс), стал не просто мероприятием подобного класса, а ядром серии мероприятий, реализация которых позволила провести глубокий анализ состояния кадрового обеспечения современных школ и разработать ряд документов, определяющих процедуру проведения конкурса в будущем.

В первую очередь, необходимо отметить работу экспертов, которые выехали в каждый из 85 субъектов Российской Федерации. В рамках экспертных выездов были не только изучены комплекты конкурсной документации участников Конкурса регионального уровня, но и выполнен анализ самих конкурсных процедур, порядок организации и проведения Конкурса в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, принятая в регионе методика оценивания конкурсных работ. Результатом работы экспертов стали как адресные рекомендации по устранению недостатков, выявленных при проведении сверки приказов и протоколов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, так и системные информационно-методические материалы о ходе реализации Конкурса  для участников межрегиональных совещаний.

Межрегиональные совещания стали еще одной составляющей комплекса мероприятий, сопровождающих проведение Конкурса в 2018 году. В рамках данных совещаний представители всех субъектов Российской Федерации смогли обсудить проблемы, возникающие у организаторов и конкурсантов в ходе проведения Конкурса, наметить возможные пути их решения. При этом коллеги также поделились положительным опытом успешного проведения Конкурса в своих регионах, определили те моменты, которые могут быть учтены при формировании системных документов, определяющих порядок организации и проведения Конкурса.

alt

Параллельно проходила экспертиза конкурсных документов 1000 победителей регионального уровня с тем, чтобы выявить 100 учителей, достойных звания «Лучший учитель».

Экспертам, участвовавшим в двухэтапной экспертизе представленных победителями регионального уровня документов, пришлось достаточно сложно, поскольку каждый учитель, ставший лучшим в регионе, заслуживал звание лучшего в стране. В представленных документах был представлен тот опыт, который дался каждому ценой проб и ошибок, поиском ключика, открывающего сердце ученика, звоночка, пробуждающего интерес и тягу к знаниям. И конечно, в каждом пакете документов была масса положительных отзывов коллег, родителей, учеников, представителей общественности и организаций, с которыми сотрудничали учителя, реализуя авторские проекты. Также в пакет представленных документов входили целые пачки дипломов, грамот, свидетельств, сертификатов, благодарностей, полученных учителями в ходе активной профессиональной деятельности и повышения квалификации. Дополнением к ним были и дипломы, грамоты, благодарности, полученные учениками, принимавшими участие в конкурсных мероприятиях различного уровня по преподаваемым дисциплинам.

Представленные учителями пакеты конкурсных документов анализировались на соответствие критериям проведения конкурса, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 июня 2017 г. № 500, заполнялись разработанные для проведения Конкурса в 2018 году оценочные листы (по итогам технической экспертизы, по итогам содержательной экспертизы, а также итоговый рейтинг участников). Результат кропотливой работы экспертов - 100 учителей, достойных звания «Лучший», которых чествовали в торжественной обстановке, представляя опыт и главные достижения.

Помимо торжественного мероприятия, включающего концертную программу в честь лучших из лучших, итоговым можно считать такое мероприятие, как Всероссийская конференция по реализации Конкурса и обсуждения единой модели проведения Конкурса и комплекта методических рекомендаций для членов конкурсных комиссий и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее – Комплект иетодических рекомендаций), результатов апробации модели тьюторского сопровождения проведения Конкурса.

Участники данной конференции отметили, что модель тьюторского сопровождения реализации Конкурса разработана с учетом лучших практик субъектов Российской Федерации по проведению Конкурса и методов оценки конкурсных документов членами конкурсных комиссий. Также одобрили цели тьюторского сопровождения реализации Конкурса как обеспечение внедрения и использования в субъектах Российской Федерации при проведении Конкурса единой модели проведения Конкурса и Комплекта методических рекомендаций; а также обеспечение сопровождения деятельности всех участников процедуры Конкурса на этапе его проектирования, организации и реализации, что и определяет направления тьюторской поддержки.

Докладчиками на конференции были непосредственно те, кто на практике знает о проблемах и сложностях организации и проведения Конкурса - лучшие учителя-победители Конкурса, а также ответственные специалисты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же высказали свое мнение о разработанной модели Конкурса, необходимости и порядке работы тьюторов, качестве подготовленного Комплекта материалов.

alt

По итогам проведенной Конференции была подготовлена Резолюция конференции о результатах и перспективах реализации единой модели и использования Комплекта в субъектах Российской Федерации при проведении отбора лучших учителей в 2019 году, в которой были обозначены условия, которые позволят продолжить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 117 «О денежном поощрении лучших учителей», что будет способствовать профессиональному росту учителя в условиях здорового и объективного соревнования, повышению мотивации к качественному педагогическому труду, увеличению количества учителей, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, повышению социального статуса учителя и  формированию национальной системы учительского роста.

С целью информирования педагогической общественности и заинтересованных лиц также был подготовлен Методический сборник по результатам проведения Конкурса.

В первую часть сборника вошли статистические материалы о проведении Конкурса в 2018 году, что позволит изучить опыт организации и проведения Конкурса в текущем периоде. Вторая часть сборника содержит нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение Конкурса, а также Комплект рекомендаций, что является базой для организаторов и участников Конкурса в 2019 году. Яркая часть сборника - Приложение «Портреты лучших учителей России», позволяющее ознакомиться поименно с теми, кто по достоинству признан лучшими, а также оценить их достижения, вклад не только в будущее отдельного ученика, а и будущее государства в целом.

Таким образом, Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2018 году, можно считать комплексным системообразующим событием, положительно влияющим на качество образования в Российской Федерации.