Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География»: нормативные основания и методика реализации

Описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География».

21.02.2018

В связи с внедрением ФГОС ОО (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География».

Основная часть

Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.

Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требования ФГОС  ОО к предметным результатам.

Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «География» является:

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:

Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География».

В результате детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География» можно будет решить ряд проблем:

1) повысить уровень подготовленности педагогов по направлению «География» к созданию условий для реализации деятельностного подхода;

2) повысить уровень подготовленности педагогов по направлению «География» к формированию универсальных учебных действий;

3) окончательно закрепить системно-деятельностный подход в обучении по направлению «География» и в развитии личности учащегося.

Главной образовательной целью учебного предмета «География» является формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Достижение указанной цели обучения географии требует детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «География».

Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом предметная область «География» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Вода в атмосфере» разбивается на более дробные подтемы: «Образование облаков», «Образование атмосферных осадков», «Виды атмосферных осадков», «Распределение осадков на Земле», «Атмосферное давление», «Ветер и причины его возникновения», «Роза ветров», «Бризы», «Муссоны», «Пассаты».

В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин», необходимо детализировать темы «Что изучает география?», «Географические объекты, процессы и явления», «Как география изучает Землю», «Древо географических наук».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «География» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Земля в Солнечной системе и во Вселенной» должна предшествовать теме «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца», а темы «Состав и границы биосферы», «Растительный и животный мир Земли», «Разнообразие животного и растительного мира», предшествовать теме «Распространение людей на Земле».

Процесс детализации требований ФГОС  ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География» проводился посредством применения методов (1) детализации и (2) обобщения и типизации.

В основе метода детализации лежит системный подход, который используется при проведении анализа факторов, влияющих на анализируемый объект. Объектом детализации являются требования ФГОС  ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География».

Метод детализации заключается в последовательном расчленении анализируемого объекта на составные элементы с целью выявления причины фактора, влияющего на него. Метод детализации позволяет выявить факторы и причины, влияющие на объект анализа, сформировать аналитическую факторную модель детерминированных систем. Основное требование применения данного метода – использование принципов постепенного расчленения предметной области на составные элементы.

Расчленение и детализация требований к предметным результатам позволяет глубоко и всесторонне проработать содержательную часть каждой темы и дать рекомендации по её редактированию. Детализация, как метод анализа, позволяет определить степень и глубину необходимых изменений в требованиях к предметным результатам, их направление и объем. Проведение детализации требует применения метода обобщения и типизации для раскрытия взаимосвязи составных частей объекта. Обобщения раскрывают связь между отдельными темами предметной области, определяют степень их влияния друг на друга и на предметную область в целом. Обобщение позволяет детализировать предметную область на уровне структуры и позволяет избежать дублирования дидактических единиц, составляющих базовое содержание обязательной части основной общеобразовательной программы. Типизация предполагает группировку тем предметной области по определённым признакам с целью формулировки более достоверных выводов о целях изучения каждой темы и её месте в общей структуре предметной области.

В рамках подготовительных работ по проведению детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям)  была разработана модельная методика детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) (далее - Методика). Этим документом определяются основные категории участников процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области). К ним относятся:

Кроме того, Методикой предусмотрены основные мероприятия организации и проведения работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География»:

1) подготовку инструктивных материалов, содержащих описание модельной методики детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям);

2) формирование рабочей группы по учебному предмету «География»;

3) обеспечение дистанционного взаимодействия всех участников процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География», в том числе дистанционно с использованием форумов, онлайн-обсуждений, краудсорсинговой площадки, онлайн чатов;

4) проведение рабочей группой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету «География» на основе полученных инструктивных материалов;

5) организацию консультационной и методической поддержки участников процесса детализации с использованием электронной почты и телефона «горячей линии»;

6) организацию экспертного и профессионального обсуждения разработанного проекта детализированных требований по учебному предмету «География»;

7) доработку проекта детализированных требований по учебному предмету «География» по результатам общественного обсуждения.

С целью обеспечения высокого научного и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «География» из привлеченных специалистов была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет. Отбор членов рабочей группы производился на основе требований Методики.

Работа по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География» проводилась рабочей группой с учетом системно-деятельностного подхода, основанного на требования к воспитательной и образовательной среде образовательной организации, обеспечивающих достижение требуемого результата.

Следует отметить, что системно-деятельностный подход в разработке ФГОС распространён в странах Северной и Центральной Европы и известен как Северно-Европейская модель развития общего образования. Его еще называют личностно-ориентированным, поскольку его главной целью является развитие личности учащегося, и социально-конструктивистским, поскольку предполагает проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Англо-Саксонская модель развития общего образования распространена в Великобритании, Франции, и основана на требованиях к результатам, которые демонстрируют учащиеся. Ее еще называют подготовкой к школе с акцентом на академическую составляющую методологии и программ. Одной из особенностей этой модели является внимание к предметным знаниям и предметным результатам школьников [6].

При проведении работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География» рабочая группа использовала приоритетные ориентиры Англо-Саксонской модели развития общего образования, такие как направленность на интеллектуальное развитие школьников, развитие их грамотности, освоение общеобразовательных программ, достижение ими предметных результатов освоения предметных областей (учебных предметов).

При проведении детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «География» специалистами рабочей группы учитывалась специфика объекта изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В ее рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Поэтому особенности предмета «География» и объекта ее изучения повлияли на процесс детализации требований к предметным результатам обучения [7].

В процессе детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География» рабочей группе необходимо было решить ряд проблем, а именно:

1) учесть влияние процессов дифференциации и интеграции, происходящих в географии, при разработке предметных результатов по этому предмету;

2) воплотить в предметных результатах междисциплинарный характер учебного предмета «География».

Во всех науках нашего времени происходит сложный объективный процесс их дифференциации (выделения их разделов, специализированных более узких отраслей и подотраслей, вплоть до отдельных учений, теорий и т. д.) и интеграции (объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства). Оба эти процессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией как в производственном, так и в непроизводственной сфере, с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом. Этот процесс, общий для всех наук, охватил и географическую науку [7].

Для того, чтобы разработанный перечень предметных результатов по учебному предмету «География» отображал тенденции дифференциации и интеграции географических знаний, и чтобы при этом были эффективно устранены возможные противоречия в предметных результатах, эксперты рабочей группы положили в основу детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География» принцип целостности. Этот принцип заключается в выделении предметных результатов как целостного образования, т. е. отграничении его от других явлений, от среды.

В ходе решения проблемы междисциплинарного характера предметной области «География» потребовались совместные усилия многих специалистов из нескольких областей знаний для формирования перечня предметных результатов освоения предметной области «География». Несмотря на четкое разделение функций между специалистами при подготовке перечня предметных результатов, детализация требований потребовала от них глубокого владения теорией и методами не только своей науки, но и смежных областей знаний.

В результате детализации требований ФГОС  ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «География» рабочей группой был предложен детализированный перечень предметных результатов обучения по учебному предмету «География». Этот перечень отличается от действующего перечня предметных результатов обучения согласно ФГОС основного общего образования.

Во-первых, данный перечень составлен таким образом, что представляет собой последовательную систему сформированных навыков и умений учащегося по предмету «География», каждый из которых дополняет предыдущие предметные результаты. Во-вторых, предложенные предметные результаты требуют от учащегося не просто иметь сумму географических знаний и общих представлений о географических законах, а требуют от него способности адекватно оценивать возможность применения полученных знаний на практике, работать с ними, применять их в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах. В-третьих, новый перечень предметных результатов составлен с учетом межпредметных связей географии как науки, в его основе лежат также принципы преемственности, последовательности, систематичности образования.

Выводы

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «География» имеет большое значение для процесса обучения как для педагога, так и для учащихся.

К примеру, педагогу детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «География» поможет в выполнении поставленных перед ним задач:

Детализация требований ФГОС  ОО к предметным результатам обучения по направлению «География» подготовит педагога к работе в соответствии с ФГОС  ОО.

Конкретизация и уточнение предметных результатов обучения по учебному предмету «География» будут способствовать развитию у школьников умения самостоятельно или в группах получать новые знания, делать умозаключения. Вследствие овладения предметными результатами учащиеся научатся самовыражаться, самообразовываться и саморазвиваться в дальнейшем.

Список литературы и источников

  1. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
  2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
  4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  6. Подходы к разработке ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://edu.tatar.ru/n_chelny/page1916554.htm/page3055459.htm
  7. Витченко, А. Н. Геоэкология. Курс лекций [Текст] / А. Н. Витченко. - Минск: БГУ. - 101 с.