Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка»: нормативные основания и методика реализации

Задача учебного предмета «Музыка» – ввести учащихся в мир музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся – как часть их общей духовной культуры – музыкальную культуру

17.01.2018

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка».

Основная часть

Задача учебного предмета «Музыка» – ввести учащихся в мир музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся – как часть их общей духовной культуры – музыкальную культуру. В понятие «музыкальная культура» принято включать:

Современные психолого-педагогические исследования наглядно продемонстрировали взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития. В процессе изучения предмета «Музыка» у учащихся формируются эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создаются основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Также у учащихся формируются коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка» является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по этому учебному предмету с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.

Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части учебного предмета «Музыка» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:

Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка».

Основными принципами процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Музыка» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом предметная область «Музыка» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Музыка в эпоху Средневековья» разбивается на более дробные подтемы: «Знаменный распев», «Григорианский хорал», «Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством».

В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «знать имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей», необходимо детализировать темы «Музыкальные образы композиторов различных эпох и стилевых направлений: В. А. Моцарт, И. С. Бах, Дж. Перголези, М. Березовский, С.С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Л. ван Бетховен, Ф. Шопен, К. Орф, Ч. Айвз, А. Г. Шнитке, Ф. Шуберт, М. И. Глинка, С. В. Рахманинов и др.», «Творчество отечественных композиторов-песенников (И. О. Дунаевский, А. В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок–опера; фолк–рок; музыка к кинофильмам и др.», «Творчество выдающихся российских и зарубежных исполнителей, всемирно известных и региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Музыка» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Инструментальное музицирование» должна предшествовать теме «Исполнение в составе инструментального ансамбля разученные аккомпанементы к народным песням и танцам», а тем «Передача интонационных особенностей музыкальных произведений художественно-образными музыкально-пластическими средствами» предшествовать теме «Театрализованное исполнение песенного репертуара».

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка» проводилась рабочей группой, которая в своей работе руководствовалась рядом инструктивных материалов, разработанных по в рамках подготовительных работ. К ним относятся:

Модельная методика детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям);

Регламент детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям);

Положение об экспертных группах детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).

С целью проведения качественной работы по детализации требований ФГОС ОО рабочей группой были взяты за основу детализации два подхода: системно-деятельностный и культурно-исторический. О важности применения первого в учебном предмете «Музыка» давно известно.

Так, еще в 1991 году на Всероссийском совещании, посвященном проблеме «Теория и практика художественно-эстетического воспитания школьников» в ряде выступлений  поднимался вопрос о роли активной необходимости реализации активной художественной деятельности в развитии личности, причем, одна из ключевых ролей в решении данной задаче отводилась учебному предмету «Музыка»: «Нельзя процесс обучения сводить только к формированию какой-то абстрактной «духовности», воспитывая неуча и невежду. Помимо чувств, необходимо формировать интеллект ребёнка, учащегося, подростка. А для этого через восприятие, последующую творческую деятельность надо подводить школьников к осмыслению музыкальных, а также жизненных явлений, отраженных в искусстве. Но без деятельностного подхода в музыкальном обучении о плодотворности занятий не может быть и речи, ибо вообще вне деятельности нельзя заниматься никаким искусством» [6].

Именно деятельностный или, иначе, системно-деятельностный подход является – согласно ФГОС ОО – главным принципом обучения в системе начального общего и основного общего образования. В рамках системно-деятельностного подхода учащийся мотивирован к саморазвитию и непрерывному образованию, готов проявлять инициативу и самостоятельно получать знания. Тогда как приоритетная задача педагога по учебному предмету «Музыка» заключатся в таком построении своей деятельности, которое создаст условия для мотивации учащегося, и для эффективного получения и применения знаний учащимися.

Причиной применения рабочей группой культурно-исторического подхода в процессе детализации требований ФГОС ОО является историческая обусловленность развития явлений и процессов общественной жизни. Система образования в Российской Федерации, как социальное явление, имеет собственную историю становления и характеризуется исторически сложившимися особенностями. В настоящее время в системе образования активно происходят изменения всех уровней образования, при этом общему образованию уделяется пристальное внимание со стороны государства, педагогического сообщества и участников образовательного процесса. Проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка» также является одним из направлений реформирования общего образования.

При осуществлении детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка» рабочая группа опиралась на актуальные стратегмческие документы по социально-экономическомму развитию как  государства в целом, так и сферы образования в частности, и это позволило достичь цели детализации - унификации и стандартизации содержательной части учебного предмета «Музыка» с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка» проводилась рабочей группой по следующим уровням:

В ходе проведения детализации у рабочей группы возникли сложности, связанные со спецификой музыки как учебного предмета. В отличии от таких предметов, как математика, физика, химия, биология, имеющих название соответствующих наук, музыка является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета. Уроки музыки – это уроки искусства. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл.

Тесная связь, существующая между данными видами искусства, определяется тем, что каждое из них своими специфическими средствами раскрывает внутренний мир человека. Поэтому произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощенных в музыке. В свою очередь музыка способна вызывать настроения, переживания, созвучные многим произведениям живописи и литературы.

Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Для понимания музыкальных произведений необходимо знание исторической обстановки, тех социальных проблем, которые, так или иначе, нашли свое отражение в творчестве композитора. Вместе с тем под влиянием музыки создается ощущение сопричастности историческим событиям, что очень важно для понимания истории [7].

Ввиду указанной специфики музыки, для выработки лучшего решения по детализации предметных результатов по этому предмету рабочая группа тесно сотрудничала со специалистами в области литературы, изобразительного искусства и истории.

В результате такого сотрудничества рабочей группой был представлен перечень детализированных предметных результатов по учебному предмету «Музыка», целью которых является воспитание духовности школьников. Детализированный перечень предметных результатов по учебному предмету «Музыка» направлен на воспитание личности, чувствующей музыку, глубоко и тонко ощущающей мир, формирование у школьников умений видеть прекрасное, величественное в окружающей жизни и слышать мир во всем его многообразии. Приобретаемые на уроке музыки знания, умения и навыки становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения.

Выводы

С учетов выше сказанного, можно утверждать, что проведенная детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыка» позитивно повлияет на процесс обучения по предмету «Музыка».

Используя разработанный перечень предметных результатов, педагог сможет построить свою деятельность таким образом, чтобы создать благоприятные условия для мотивации учащегося, и для эффективного получения и применения знаний учащимися в соответствии с современными требованиями к уровню знаний, умений и навыков выпускника общеобразовательной организации. Проведенная детализация усовершенствует также соответствующую методологическую базу и действующие ФГОС ОО.

Детализация и конкретизация ФГОС ОО даст возможность педагогам всесторонне, и при этом, более корректно и объективно оценивать, как эффективность собственной профессиональной деятельности, так и уровень знаний учащихся в процессе обучения. Детализация и конкретизация ФГОС ОО позволит поднять на теоретический более осознанный и практически более результативный уровень коммуникации между учащимися и педагогами по учебному предмету «Музыка».

Список литературы и источников

1. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii

4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/

5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

6. Зотова Е.Б., Ретроспективный анализ роли музыкального образования в становлении личности [Электронный ресурс]: . - Режим доступа: http://poyom.ru/Uchit-li-nas-istoricheskii-opyt

7. Корбан И.П. В чем состоит специфика предмета «музыка»? [Электронный ресурс]: –.Режим доступа: http://parusa-magellana.ru/publ/svobodnaja_tema/v_chem_sostoit_specifika_predmeta_muzyka/4-1-0-18