Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования): нормативные основания и методика реализации

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность, как во всем мире, так и в Российской Федерации. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления полноценной личности.

25.12.2017

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования).

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность, как во всем мире, так и в Российской Федерации. Очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления полноценной личности.

Современная российская школа живёт в условиях реализации ФГОС ОО, которые согласно предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) должны выступать своеобразным гарантом современного цивилизованного развития многонационального российского общества и формирования у учащихся гражданских, духовно-нравственных качеств личности, что предполагает сохранение и развитие сформированной веками общероссийской культуры, основ межличностного, межкультурного сотрудничества, совместного проживания и развития российских народов с учетом закономерностей взаимоотношений между ними, существующих и зарождающихся потребностей, связей, социокультурных, психологических и этнокультурных традиций [7; 8].

Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации, является ключевой задачей современной образовательной политики. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Изучение предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) направлено на формирование у учащихся поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.

Таким образом, предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) реализует следующие основные задачи:

Безусловно, конечный результат деятельности образовательных организаций заключается не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но вместе с тем, важным является обретение учащимися нравственной опоры, «фундамента», содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и общества, где духовно-нравственная культура выступает непрерывным процессом становления мировосприятия, мироощущения, развития сферы чувств, формирования мировоззрения, но, вместе с тем, важным является и четкое определение предметных результатов изучения предметной области ««Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования).

На сегодняшний день действующие ФГОС ОО содержат требования к предметным результатам, выраженным в предельно обобщённом виде и представляющим собой, по сути, целевые установки изучения данного учебного предмета. Требования современных ФГОС ОО не включают указания на объём и особенности материала учебных предметов, в ряде предметов есть лишь самые общие указания на отдельные содержательные линии. Это может привести к проектированию предметных курсов, базирующихся на фрагментарных блоках учебного материала, не позволяющих сформировать систему знаний, основанную на фундаменталь­ные составляющие конкретного предмета, что требует детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения.

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) обеспечит поддержание содержательной части в актуальном состоянии, соответствующей современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, более подробно конкретизирует результаты обучения и способствует максимально полной реализации поставленных задач данной предметной области.

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [5]:

Представленные документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования).

Необходимость детализации к предметным результатам предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) обусловлена требованием большей конкретизации, понятности и содержательности ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения компонентов, составляющих основу образовательной программы.

Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам  предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) является:

Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) разбивается на составляющие элементы – модули, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, модуль «Основы православной культуры» разбивается на более дробные подтемы: «Россия – наша Родина. Равноправие граждан России вне зависимости от вероисповедания. Веротерпимость», «Православный календарь и основные праздники православных христиан», «Крещение Руси. Православие в истории и культуре Отечества».

В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «Осознание значения основных норм светской и религиозной морали в жизни общества и человека», необходимо детализировать модуль «Основы светской этики», рассмотрев подробно такие темы, как «Духовный мир человека. Чувства, эмоции и поступки. Жизнь и смысл жизни», «Культура взаимоотношений с другими людьми. Права и обязанности. Межкультурное сотрудничество», «Семья. Любовь и ответственность в семье, забота родителей о своих детях. Забота взрослых детей о родителях».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, темы «Культура и религия. Пророк Мухаммад», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство», «Православный храм и его устройство. Монастыри» должны предшествовать теме «Во что верят православные христиане, буддисты, иудеи, мусульмане». Планируемые результаты освоения предметной области Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) должны отражать:

Рассмотрим мероприятия, необходимые для реализации  в рамках детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования).

В первую очередь, реализация  детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) предусматривает привлечение специалистов указанной области, которыми будет проведен аналитический анализ, структуризация и стандартизация содержательной части предметной области. 

На основе требований модельной методики с целью обеспечения высокого  научно-исследовательского и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) из привлеченных специалистов будет сформирована рабочая группа численностью не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.

С целью интенсификации работы и повышения эффективности рабочих групп ее участников следует обеспечить инструктивными материалами по методике детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), содержащими в том числе механизм организации и проведения работ по детализации и программу ее  проведения.

При проведении детализации требований чрезвычайно важным является тесная взаимосвязь, возможность координации и согласованность действий всех участников процесса, что предполагает постоянный обмен данными между ними, реализация которых возможна в том числе дистанционно в информационном пространстве посредством функционирования специализированных форумов и чатов, онлайн-обсуждений, на базе краудсорсинговой площадки, а также с применением электронной почты, телефонов «горячей линии» (для полноценной организации консультационной и методической поддержки).

Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования).

Учитывая значимость разработанного проекта для повышения качества и развития российского образования к процессу обсуждения проекта детализированных требований ФГОС к предметным результатам обучения целесообразно привлечение профессионального сообщества в лице членов региональных предметных ассоциаций педагогов, представителей ведущих педагогических вузов и научных организаций Российской Федерации для повышения качества и развития российского образования, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчиков основных образова­тель­ных программ [6] с возможностью последующей доработки по результатам обсуждения.

Реализация основной общеобразовательной программы по предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) в условиях современного образовательного процесса, находящегося в ситуации реформирования, требует от педагогического сообщества целенаправленных усилий и отказа от предвзятого, субъективно-окрашенного к предметной области отношения. Здесь неуместны как профетические, традиционалистские, так и поверхностно-критические мотивации и оценки, а так как предметная область является ценностно ориентированной, то преподавание не должно сводиться к простому использованию репродуктивных приемов, а учащиеся не должны быть ориентированы на простой пересказ услышанного [7; 8].

При проведении работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) реализованы следующие подходы:

Культурологический подход характеризуется следующими особенностями:

Системно-деятельностный подход позволяет детализировать мероприятия по организации учебной деятельности с позиций управленческого цикла, сделать ее более доступной педагогам, технологичной и, следовательно, более эффективной, при этом важным при организации учебной деятельности является ориентация на становление сознания и личности учащегося, при его одновременном саморазвитии и самоактуализации. Коммуникативный подход направлен на формирование следующих компетенций:

Диапазон элементов и функций предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России») вызвали ряд сложностей при проведении процедуры детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

В частности, основными затруднениями при проведении детализации оказалась необходимость уточнения следующих предметных результатов:

1. Формирование первоначальных представлений о светской этике, способность поступать нравственно в различных жизненных ситуациях.

При этом детализированные требования ФГОС ОО к предметным результатам обучения анализируемой предметной области должны включать следующие навыки:

2. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях Российской Федерации.

При этом детализированные требования ФГОС ОО к предметным результатам обучения анализируемой предметной области должны включать следующие навыки:

Выводы

Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Российской Федерации, воспитание патриотов правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, граждан высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость и уважительное отношение у традициям и культурам других народов, что реализуется в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования).

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования) позволит:

 

Список литературы и источников

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  4. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
  5. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12
  6. Предложения религиозных организаций о детализации требований к результатам образования по ОРКСЭ для включения в ФГОС начальной школы [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://pravobraz.ru/predlozheniya-religioznyx-organizacij-o-detalizacii-trebovanij-k-rezultatam-obrazovaniya-po-orkse-dlya-vklyucheniya-v-fgos-nachalnoj-shkoly
  7. Покатыло В. В., Глухова Л. Р., Волкова А. В. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1066-1068.
  8. Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы светской этики. 4 класс: Учебник. – М.: Академкнига, 2013. – 208 с.