Новости образования • Информация о ходе реализации ФЦПРО 2016-2020 • Реализация проектов в сфере образования
Личный кабинет
Статьи и обзоры

Подходы к детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности»: нормативные основания и методика реализации

Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» является обеспечение поддержания содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

22.01.2018

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [4].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [3].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности».

Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» является обеспечение поддержания содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [5]:

Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС основного общего образования.

В современном понимании учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности.

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

В рамках детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» целесообразна работа группы не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора или кандидата педагогических или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет. В своей работе эта рабочая группа должна руководствоваться инструктивными материалами, которые содержат описание методики детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности».

С целью обеспечения эффективного взаимодействия всех участников процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» должна быть обеспечена возможность их дистанционного общения с использованием форумов, онлайн-обсуждений, краудсорсинговой площадки, онлайн чатов. Кроме того с помощью электронной почты и телефона «горячей линии» должна быть обеспечена консультационная и методическая поддержка участников процесса детализации. Итогом проведения детализации требований к предметным результатам должен стать проект детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности».

Окончательно проект детализированных требований может быть утвержден после  экспертного и профессионального обсуждения и внесения необходимых поправок [6].

Основными принципами процесса детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект. В соответствии с предметным принципом предметная область «Основы безопасной жизнедеятельности».  разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» разбивается на более дробные подтемы: «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах».

В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства» необходимо детализировать темы «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Основы безопасной жизнедеятельности» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Основы медицинских знаний» должна предшествовать теме «Первая медицинская помощь при неотложных состояниях», а темы «Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья», «Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья», «Рациональное питание» предшествовать теме «Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности».

Работа по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» должна осуществляться на основе следующих подходов:

1. Системно-деятельностного подхода, который обеспечивает (согласно ФГОС):

2. Компетентностного подхода, который обеспечивает:

3. Информационно-коммуникативного подхода, который обеспечивает:

Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» выступают: принцип целостности, принцип системности, принцип вариативности; принцип индивидуализации; принцип преемственности, принцип фундаментальности; принцип прикладной направленности, принцип практической направленности.

В соответствии с современными требованиями к качеству образования предметные результаты изучения предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства.

2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения, допинга в спорте и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих.

3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;

4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, наркобизнесу.

5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.

6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

7) владение знаниями причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального (в том числе криминального характера).

8) владение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

9) знание основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях.

10) владение умениями оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей.

11) владение основами экологической культуры, методами проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

12) для слепых и слабовидящих обучающихся:

13) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Конкретизация и четкая регламентация требований к предметным результатам основной общеобразовательной программы по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» обеспечит:

В целом, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» позволит:

При этом для обеспечения объективности и компетентного подхода разработанный проект детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» должен пройти экспертизу с привлечением Федерального учебно-методического объединения.

Выводы

Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.

Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» позволит разрешить ряд проблем, связанных с рамочным описанием содержания образования в действующей редакции стандартов, и добиться однозначного понимания требований к предметным результатам. В свою очередь, разрешение проблем будет способствовать повышению качества образования и сохранению единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Список литературы и источников

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
  3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
  5. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
  6. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12