Статьи и обзоры

Регулирование сетевой формы реализации образовательных программ

Одной из важнейших новелл Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») выступает регулирование сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма).

18.03.2014

Одной из важнейших новелл Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») выступает регулирование сетевой формы реализации образовательных программ (далее – сетевая форма). Потребность в этом назрела уже давно, т. к. данная форма фактически опробована на практике многими образовательными учреждениями, осуществляющими инновационную деятельность.

Впервые принципы сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем в рамках деятельности федеральных экспериментальных площадок были закреплены Приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».

Таким образом, сетевая форма получила свое развитие в рамках деятельности образовательных организаций, обладающих статусом экспериментальных площадок. Очевидно, что ее используют в первую очередь организации-лидеры, обладающие значительным творческим потенциалом, однако, могут применять различные образовательные организации, в т. ч. дошкольные и общеобразовательные.

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы», утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.13 № 792-р, предусматривает в качестве одного из инструментов реализации – стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей. В качестве результата реализации программы для детей и семей указано обеспечение возможности выбора в старших классах для всех учащихся профиля обучения и индивидуальной траектории освоения образовательной программы (в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования).

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Таким образом, сетевая форма предусматривает использование ресурсов нескольких юридических лиц, в т. ч. не относящихся к сфере образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, содержащиеся в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, указывают на сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений как на механизм, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. На уровне регионов сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ закрепляется программными документами, определяющими направления и мероприятия модернизации региональных систем общего образования и повышения их эффективности, а также региональными стратегиями действий в интересах детей, концепциями образовательной политики.

Источник