Статьи и обзоры

В Перми подвели итоги реализации партпроекта «Модернизация образования»

Руководитель проекта «Единой России» Ирина Мануйлова посетила Пермский край.

22.01.2014

Руководитель проекта «Единой России» Ирина Мануйлова посетила Пермский край.

В среду, 23 октября, для подведения итогов реализации проекта «Модернизация системы общего образования» в Пермском крае работала руководитель партийного проекта, заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Ирина Мануйлова, сообщает ER.RU.

Она отметила, что образование в Пермском крае всегда было приоритетным направлением социальной политики, реализация проекта в 2011-2013 годах позволила значительно повысить уровень доступности качественного образования обучающимся не только в городских, но и в сельских школах.

Модернизация материально-технической базы школ.

В отличие от большинства регионов, в Пермском крае бюджетные средства проекта не расходовались на текущий и капитальный ремонт в связи с тем, что в крае уже действовала целевая программа. С 2010 года объем финансирования по программе составил более 10 млрд. руб. Это позволило затратить на приобретение лабораторно-технического, компьютерного и иного оборудования, учебников и программного обеспечения гораздо больше бюджетных средств, по сравнению с другими регионами. Централизованная закупка на уровне Министерства образования по всем этим позициям способствовала дополнительно добиться 30%-ой экономии. Во все школы края с численностью более 100 обучающихся поступили современные комплекты для проведения лабораторных работ по физике, химии, биологии, а также специальные лаборатории для начальной школы.

В настоящее время все школы оснащены интерактивными мультимедийными комплексами, спортивным инвентарем, оборудованием для медицинских кабинетов.

Во всех городских и 75% сельских школ обеспечена достаточная (2МБт) скорость интернета для применения дистанционного обучения, им охвачено более 20 тысяч учащихся дополнительно, все дети-инвалиды (458 учащихся) обеспечены индивидуальным компьютерным оборудования. Для обучения старшеклассников активно используется ресурс «Телешкола» (разрабатываются программы подготовки к олимпиадам, собственные видео-уроки, лекции, подготовленные ведущими учеными края).

Качественное образование – всем учащимся края!

Чтобы сделать доступным качественное образование обучающимся сельских школ, запущены проекты «Учительский дом» и «Мобильный учитель». Подвоз обучающихся осуществляют 505 оборудованных автобусов. По проекту «Учительский дом» в селах с небольшим числом учеников строится комплекс школа-учительский дом, который передается учительской семье по договору. За счет экономии расходов на охрану, отопление, транспорт заработная плата педагогов в таких школах увеличилась почти в 4 раза (на 01.09.2013 свыше 22 тысяч рублей), а учительская семья получила и новое жилье (жилая площадь  120 кв.м.), и достойную заработную плату.

Не менее интересным мне показался проект «Мобильный учитель», который помог решить проблему кадрового дефицита учителей информатики, физики, химии в малокомплектных школах. С учителем-предметником подписывается договор о работе в нескольких школах с нагрузкой не менее 18 часов по соответствующему расписанию, для чего ему передается в личное пользование автомобиль, ГСМ и ремонт которого обеспечивает муниципалитет. Пока это семь «мобильных учителей», работающих на территории шести районов края, но со следующего года планируется расширить проект и обеспечить все районы «мобильными учителями».

Центры образования для старшеклассников объединяют учащихся нескольких школ.

Качество общего образования, как правило, снижается в старшей школе. Избежать этого можно посредством организации профильного обучения с использованием индивидуального учебного плана, который отвечает интересам каждого ученика. Чтобы реализовать такую модель в условиях районных школ с невысокой численностью старшеклассников были организованы общеобразовательные центры для старшеклассников. В центры направлено самое современное оборудование для организации изучения всех предметов, включая технологию, на углубленном уровне.

Каждый ученик выбирает 36 часов учебных занятий, включая в индивидуальный учебный план предметы из всех образовательных областей для базового или углубленного изучения. В центре нет привычных классов, каждое занятие ученик проводит в группах сменного состава. Открытие таких центров позволило создать для каждого старшеклассника условия обучения, соответствующие требованиям новых образовательных стандартов, и максимально эффективно израсходовать выделенные для этого средства образовательным организациям. Например, в Чусовском муниципальном районе такой центр объединил 99 учащихся из 5 школ района. По мнению учащихся, их родителей и педагогов учиться стало намного интереснее, возросла социальная активность детей, повысилась ответственность.

Лучшие выпускники пермских школ теперь остаются.

Интерес представляют инновационные школы, каждая из которых работает по уникальной образовательной программе. Яркий пример такого учреждения – лицей №10 Перми, который имеет сертификат международного бакалавриата, дающий право выпускникам поступать во все европейские учреждения высшего образования на основании баллов аттестата.

В крае также учредили систему поощрения учащихся 10-11 классов стипендиями в размере 560 рублей для обучающихся только на «4» и «5», не имеющих правонарушений и пропусков уроков без уважительной причины. В результате снизилось число учащихся, уходящих из школы после 9 класса, выросло качество обучения.

Набравшие по результатам ЕГЭ 225 и более баллов при поступлении в вузы, расположенные на территории края, получают дополнительную стипендию 5 750 рублей (при отсутствии пропусков и успешного обучения – на «5» и «4»). В крае отметили – резко увеличилось число выпускников с высокими баллами, теперь они не спешат уезжать из Пермского края в Москву, как это было раньше. В 2010 году их было 840, в 2013 – 2434.

Еще одна положительная тенденция – в вузы Пермского края стали приезжать абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ из других регионов.

Рейтинг учеников и учителей стал основой премирования.

Проект «Ступени» предполагает поощрение учителей по результатам процесса обучения. За основу были взяты результаты итоговой аттестации за курс начальной, основной и средней школы, а также результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, выраженные в баллах. Баллы снижаются для учащихся тех школ, где были зарегистрированы правонарушения или есть выпускники, не прошедшие аттестацию. Так формируется список из 100 лучших учащихся на каждой ступени обучения.

Используя этот список, определяют рейтинг лучших учителей региона (за каждого вошедшего в список ученика педагогу начисляется 1 балл).

Педагоги, попавшие в рейтинг, на протяжении следующего года будут ежемесячно получать премиальные выплаты из расчета 5 тысяч за 1 балл. В 2012 году у отдельных учителей премия составила от 5 до 120 тысяч рублей (за 24 ученика, вошедшего в рейтинг). Аналогично выстраивается рейтинг лучших школ (от max к min баллам), все они поощряются сертификатами на развитие учреждения.

В Пермском крае складывается особая открытая система аттестации педагогических работников, основанная на создании каждым учителем своей странички в интернете в форме портфолио. Там автор размещает материалы, подтверждающие профессиональные достижения, в т.ч. прохождение курсов повышения квалификации, применяемые учебно-методические комплекты и технологии обучения, а также информацию об открытых уроках, результатах участия в конкурсах профессионального мастерства. В момент аттестации экспертам достаточно проанализировать перечисленные материалы, представленные учителем за последние 5 лет. Количество педагогов, разместивших свое портфолио на сайте, выросло от 7827 в 2010 году до 29373 в 2013 году соответственно.

В заключение…

В Пермском крае реализуется программный подход развития образования.

Эффективность модернизации в общественном мнении учителей можно определить по некоторым параметрам:

• удовлетворительность учителей своей заработной платой выросла от 17% в 2010 году до 43% в 2013 году;

• удовлетворительность условиями труда от 52 % до 70% соответственно.

• Эффективность модернизации в общественном мнении родителей:

• удовлетворительность материально-технической базы выросла от 70 % до 95 %;

• уровень информированности о состоянии дел в своей школе вырос от 82 % до 96 %.

Разработанные программы и проекты достойны внимания и могут успешно применяться в других регионах России.