Мониторинг

Развитие сети ведущих российских университетов

Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, развития человеческого потенциала, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Ключевой характеристикой нынешнего мирового сообщества является радикальное ускорение социального и научно-технического прогресса на фоне широкомасштабного распространения современных идей и технологий, что обосновывает новаторские методы воспроизводства знаний, оказывающих все большее воздействие на темпы экономического развития.

Тенденция международного лидерства предполагает коренную трансформацию его содержания, которое трактуется как продвижение определенных моделей социальной и политической организации, соответствующих институтов, формирование региональных и глобальных альянсов. Поэтому вопрос о лидерстве в ближайшие десятилетия будет определяться способностью государств, сообществ, бизнеса и образовательных организаций к объединению, что позволит создать новые «конфигурации мышления», характеризующиеся прогрессивными целевыми и ценностными установками, институциональными и организационными формами, позволяющими решать глобальные и локальные проблемы.

На современном этапе возрастающего спроса на формирование новых компетенций и форм обучения, подготовки личности к жизни и получения возможности овладевать новыми специальностями и технологиями развивающая функция образования оказывается определяющей в условиях существенного увеличения роли и влияния человеческого капитала на экономические процессы в государстве в условиях, когда очевидной оказывается трансформация концептуальных основ управления и развития образовательных систем на фоне инновационных процессов. Реформирование системы образования Российской Федерации в рамках достижения нового, современного качества образования предполагает существенную государственную поддержку образовательных организаций, в частности вузов как опорной площадки процесса модернизации образования.

В общем понимании высшее образование выполняет задачи обеспечения глобальной конкурентоспособности страны в мире путем реализации следующих направлений:

С 2005 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется работа по созданию и становлению сети вузов с использованием различных инструментов государственной поддержки, результатом чего является функционирование сформированных групп университетов-лидеров (исследовательские; федеральные; вузы, реализующие программы глобальной конкурентоспособности), а для решения задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации создаются ведущие российские университеты.

alt

Особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию системы высшего образования по таким направлениям, как:

– повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, в том числе за счет вхождения в мировые рейтинги лучших вузов;

– формирование центров инновационного, технологического и социального развития регионов, к которым относится 41 ведущий университет из разных субъектов Российской Федерации (2 классических университета, 10 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов).

В результате реализации программ развития в 2017 году ведущие университеты продемонстрировали существенную динамику развития собственного образовательного и научно-инновационного потенциала, активизировали стратегическое партнерство с организациями научно-образовательной сферы и высокотехнологичным бизнесом в стране и мире, существенно улучшили положение в глобальных международных рейтингах. Однако остается открытым и не всегда однозначно трактуемым вопрос формирования оценки эффективности реализации программ развития университетов.

Деятельность ведущих университетов направлена на оказание качественных образовательных услуг и обеспечение конкурентных позиций на мировом образовательном рынке.

Университетами проводится работа, направленная на повышение конкурентоспособности на мировом рынке высшего образования, науки и инноваций, о чем свидетельствует включение университетов Российской Федерации в мировые рейтинги. Высокая международная рейтинговая оценка уровня организации образовательной и научно-методической деятельности позволила существенно продвинуться в области экспорта российского образования, подтверждением чего является ежегодное увеличение доли иностранных студентов в общей численности обучающихся по всем уровням высшего образования.

Об эффективности организации образовательной деятельности университетов свидетельствует положительная динамика численности студентов – победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах.

alt

Результаты достижений ведущих университетов способствуют качественным изменениям в сфере образования государства. Реализуя запланированные показатели научно-исследовательской и международной деятельности, они постепенно становятся площадкой для встреч студентов и технических консультантов-практиков, играют роль теоретического фундамента для серьезных научных исследований и разработок, которые успешно внедряются в разных сферах промышленности и социальных сферах жизни регионов.

Университеты реализуют организацию инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, мероприятия по вовлечению студентов в проектную деятельность, создают совместные с компаниями предприятия, что в итоге способствует развитию высокотехнологичных отраслей, удержанию высококвалифицированных кадров и повышению качества жизни.

В рамках научно-исследовательской деятельности ведущие университеты постепенно увеличивают долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science. Размещение статей в наукометрических базах с последующей индексацией позволяет продвинуть результаты работы вуза и его научно-педагогических работников в мировом научном сообществе, что служит обмену новейшими научными данными, помогает найти ученых-единомышленников в разных точках мира, способствует формированию профессиональных связей, это упрощает научный информационный обмен и способствует дальнейшей разработке затронутой тематики и развитию современной науки.

alt

Важно отметить, что по состоянию на 2017–2018 годы в ряде ведущих университетов программы развития завершены, как и финансирование из федерального бюджета, что не предполагает дальнейшую поддержку государства. В частности, обеспечение из средств федерального бюджета на 2019 год и далее не предусматривается для 2 национальных исследовательских университетов: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (программы развития завершены в 2017 году). Для 12 национальных исследовательских университетов программы развития завершаются в 2018 году. При этом вузы продолжают свою деятельность по запланированным комплексам мероприятий, привлекая финансирование из внебюджетных источников.

Развитие сети ведущих университетов способствовало появлению новых акцентов в оценке их деятельности, выводя на первый план следующие критерии и показатели:

Деятельность сети ведущих университетов позволяет объединить образовательный, научный, кадровый и материально-технический потенциалы городов и регионов в государственных масштабах и превратить её в современный научно-образовательный, инновационно-технологический центр, обеспечивающий подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для множества предприятий и организаций как регионов, так и Российской Федерации в целом.


Основные результаты реализации программ развития сети ведущих российских университетов

О реализации в 2017 году программ развития сети ведущих российских университетов

В последние несколько лет российское образование претерпело реформирование, сопровождающееся структурными изменениями на всех уровнях, получив важный импульс со стороны государства. Так, в российском высшем образовании складывается новая модель, где основной акцент делается на увеличение вклада высшего образования в социально-экономическую модернизацию России, повышение интеграции отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство. С этой целью и формировались группы ведущих вузов: 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, классические университеты (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет (далее – соответственно МГУ и СПбГУ)).

В условиях постоянно возрастающих требований к качеству высшего образования ключевыми задачами программ развития российских университетов являются:

– обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с изменяющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

– повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны;

– обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

– обеспечение подготовки специалистов федеральными вузами по реализуемым ими основным образовательным программам;

– обновление материальной базы вузов;

– повышение эффективности и конкурентоспособности вузов;

– увеличение числа российских университетов, входящих в первую и вторую сотни рейтингов ведущих мировых университетов.

В складывающихся конкурентных условиях существования университетов основной целью программ их стратегического развития является обеспечение факторов устойчивого функционирования и эффективной эволюции как научно-образовательных и исследовательских центров, интегрированных в экономическую систему региона и государства, обеспечивающих его инновационное развитие, что определяется следующими аспектами:

– особенностью национальной системы образования является крепкий научный фундамент университетов, базирующийся на симбиозе опыта и прогресса;

– приоритетом деятельности федеральных университетов является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, разработка научно-технических решений для инновационного развития регионов и страны в целом, а также реализации её геополитических интересов;

– основным направлением деятельности национальных исследовательских университетов является кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Следует отметить, что ведущие российские университеты в 2017 году продолжали улучшать свои позиции в мировых рейтингах. Устойчивое вхождение российских университетов в мировые рейтинги в первую очередь связано с реализацией проекта «5/100», наращиванием интернационализации российского образования, продвижением брендов российских университетов в мировом образовательном и научном сообществе. Общий объем финансирования программ повышения конкурентоспособности 21 образовательной организации высшего образования (проект «5/100») в период 2013–2017 гг. составил 50,2 млрд рублей, в том числе в 2017 году – 10,3 млрд рублей. Серьезная финансовая поддержка государства позволила достичь значительных результатов в продвижении российских университетов в мировых рейтингах. В 2017 году 11 российских университетов вошли в топ-100 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов, а в топ-200 – 17 российских университетов.

Два года подряд 15 ведущих российских университетов входят в топ-400 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов. Не менее двух лет подряд в топ-300 мировых рейтингов входят 13 российских университетов, а в топ-100 – 7.

Оценка соответствия программ развития университетов осуществляется по уровню достижения ими целевых индикаторов и показателей. Наиболее значимыми в системе российского образования и известными в мире являются уникальные российские научно-образовательные комплексы МГУ и СПбГУ, программы развития которых на период 2010–2020 гг. одобрены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1617-р и от 7 октября 2010 г. № 1696-р соответственно. В связи с выделением на их финансовое обеспечение средств федерального бюджета на 2017–2019 годы в 2017году программы развития актуализировались.

Объективным показателем успешности деятельности университетов, в том числе за счет реализации программ развития, является их представление в мировых рейтингах QS, THE, ARWU (институциональных, предметных и отраслевых).

licenzia

В 2017 году по комплексу показателей МГУ впервые с 2010 года попал в топ-100 ежегодного международного рейтинга вузов QS и поднялся на 13 позиций, поднявшись с 108-го на 95-е место среди 965 лучших университетов мира. Таким образом, МГУ продемонстрировал рекордные показатели за всю историю предметного рейтинга QS. МГУ попал в список 50 ведущих вузов мира по семи предметам, включая физику и астрономию, математику, естественные науки, современные языки и др.

На втором месте среди российских университетов – СПбГУ, который в 2017 году поднялся на 18 пунктов (с 258-го на 240-е место).

В мировом рейтинге ARWU в 2017 году МГУ сохранил за собой звание лучшего университета России, заняв 93 строчку рейтинга, СПбГУ вошел в топ-400.

Стоит отметить, что в 2014–2017 годах наблюдается устойчивое положение МГУ и СПбГУ в данном рейтинге в части диапазонов, в которых они представлены.

Свидетельством эффективной научно-образовательной деятельности является включение МГУ и СПбГУ в мировые рейтинги. Высокая международная рейтинговая оценка уровня организации образовательной и научно-методической деятельности позволила существенно продвинуться в области экспорта российского образования. Подтверждением этого является ежегодное увеличение доли иностранных студентов в общей численности обучающихся по всем уровням высшего образования.

В настоящее время федеральные университеты представлены 10 федеральными государственными автономными образовательными учреждениями высшего образования, а сеть национальных исследовательских университетов (НИУ) состоит из 29 вузов, перечень которых нормативно утвержден, программы их развития одобрены распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Ключевые показатели деятельности федеральных университетов в 2017 году, такие как общий контингент студентов, численность научно-педагогических работников (НПР), объем научно-исследовательских и технологических работ (НИОКР), общие и прочие доходы, свидетельствуют о том, что они в настоящее время занимают хорошие позиции по численности обучающихся по программам более высокого уровня: программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки, в том числе высока доля обучающихся, имеющих дипломы бакалавра, специалиста или магистра других организаций, что свидетельствует о высокой заинтересованности выпускников других вузов продолжать обучение именно в университетах Российской Федерации. Так, удельный вес данного показателя для группы федеральных университетов составляет 30,5 %.

licenzia

Значение показателя «Средний балл ЕГЭ студентов университета, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема» в среднем для федеральных университетов составило 69,79 баллов, что выше среднего балла для опорных университетов и университетов Минобрнауки России.

Анализ положения федеральных университетов по профессорско-преподава-тельскому составу (ППС) показывает, что вузы данной категории имеют высокий процент штатных работников ППС в общей численности ППС (86,7 %), уступая МГУ и СПбГУ, при этом следует отметить положительную динамику в увеличении числа НПР, имеющих степени кандидатов и докторов наук.

По показателю привлечения иностранных ученых в образовательный процесс федеральные университеты имеют ведущие позиции. Вместе с тем за период реализации программ развития с 2013 по 2017 год количество иностранных студентов значительно увеличилось, что позволило федеральным университетам занять перспективные позиции среди университетов.

По объемам НИОКР и удельному весу доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации федеральные университеты занимают стабильное лидирующее положение. При этом по среднему значению доходов образовательных организаций в расчете на одного НПР от НИОКР и из средств от приносящей доход деятельности федеральные университеты заняли третью позицию после национальных исследовательских университетов (НИУ) и университетов Минобрнауки России.

Федеральными университетами активно проводится работа, направленная на повышение конкурентоспособности на глобальном рынке высшего образования, науки и инноваций. Свидетельством эффективной научно-образовательной деятельности является включение федеральных университетов в мировые рейтинги и дальнейшее укрепление в них своих позиций. В частности, в мировой рейтинг QS World University Rankings (QS) вошли 4 федеральных университета, у которых следует отметить положительную динамику в мировом рейтинге QS федеральных университетов, а в рейтинг Times Higher Education (THE) университетов стран с активно развивающимися экономиками вошли 4 федеральных университета России.

Анализируя деятельность НИУ, следует отметить, что удельный вес (среднее значение по группе университетов в 2017 году) численности обучающихся (приведенного контингента) по образовательным программам магистратуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки составляют 24,3 %, уступая МГУ и СПбГУ.

Отмечается положительная динамика НИУ в увеличении числа НПР, имеющих степени кандидатов и докторов наук, в тоже время НИУ удерживают лидирующую позицию по численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР.

По объемам НИОКР и по среднему значению доходов образовательных организаций в расчете на одного НПР от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) из средств от приносящей доход деятельности НИУ удерживаются на второй позиции, уступая только университетам Минобрнауки России. При этом по удельному весу доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации НИУ занимают первую позицию.

За период реализации программ развития с 2013 по 2017 год количество иностранных студентов в ведущих университетах Российской Федерации значительно увеличилось, и такая динамика позволила НИУ занять перспективные позиции среди университетов.

Одним из факторов формирования инновационной экономики страны и внедрения результатов научных исследований на всех стадиях инновационного цикла является финансирование научно-исследовательской деятельности. Необходимо отметить возобновившуюся после спада 2016 года положительную динамику роста объема финансирования НИОКР. При этом стоит отметить, что в 2017 году достигнут максимальный прирост объема финансирования НИОКР, по сравнению с 2013 годом (128,1 %). Кроме того, эффективность программ развития НИУ подтверждается увеличением за 5 лет почти на 200 млн рублей (около 20 %) объемов НИОКР (в том числе более чем в два раза доходов от НИОКР в расчете на одного НПР).

licenzia

Эффективность программ развития федеральных университетов подтверждается увеличением за 5 лет практически в два раза объемов НИОКР (в том числе более чем в два раза доходов от НИОКР в расчете на одного НПР). Наряду с этим федеральные университеты привлекают средства на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

По данным о доходах НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности за период 2014–2017 гг., можно отметить падение данного показателя в 2016 году (на 3,6 %), по сравнению с 2014 годом, и уверенный рост в 2017 году (на 4,88 %), по сравнению с 2016 годом.

Об укреплении позиций НИУ на международном рынке образовательных услуг свидетельствует преобладающая динамика роста рейтинга НИУ в мировых рейтингах QS World University Rankings by Subject (QS), Times Higher Education (THE). В рейтинг мировых университетов QS вошли 13 НИУ, 10 из которых укрепили свои позиции в рейтинге, по сравнению с 2016 годом. Кроме того, в 2017 году имеет место вхождение НИУ в рейтинг по ряду предметных областей. В рейтинг мировых университетов THE вошли 12 НИУ, 5 из которых укрепили свои позиции в рейтинге, по сравнению с 2016 годом.

Обзор деятельности МГУ и СПбГУ, участвующих в программе по повышению глобальной конкурентоспособности, позволяет заключить, что результаты их достижений способствуют качественным изменениям в сфере образования государства, реализуют организацию инжиниринговых центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, реализуют мероприятия по вовлечению студентов в проектную деятельность, создают совместные с компаниями предприятия, что в итоге способствует развитию высокотехнологичных отраслей, удержанию высококвалифицированных кадров и повышению качества жизни.

Анализ программ развития всех федеральных университетов показывает, что содержание программных мероприятий как в части развития собственного научно-инновационного потенциала, так и их направленности на участие в инновационном развитии регионов учитывает приоритеты, определённые стратегиями и программами социально-экономического развития федеральных округов и территорий в их составе.

НИУ, набирая силу и авторитет в системе российской высшей школы и на уровне международных связей в сфере науки и образования, вносят весомый вклад в развитие национальной инновационной системы, способствуя обеспечению преемственности поколений в науке и образовании, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров, освоению лучшего международного опыта на основе привлечения ученых с мировым именем, академической мобильности студентов и преподавателей, подтверждая, что высшее учебное заведение может одинаково эффективно осуществлять образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Продвижение российских университетов в международных рейтингах отчетливо свидетельствует о правильности выбора стратегии развития отечественной системы образования и стремлении к максимизация конкурентной позиции российских НИУ и федеральных университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы осуществляется и будет продолжена в рамках проведения системных реформ, ориентированных на совершенствование системы образования Российской Федерации. При этом активная интеграция всех участников системы образования: государства, высших учебных заведений и работодателей – позволит привести процессы реформирования образования к эффективному формированию человеческого капитала как главного элемента общества.